Скромная зарплата большинства советских граждан, дефициты, делающие недоступными красивую одежду и фрукты, а также воспоминания об ужасающих временах войны, голода делали хозяек и хозяев очень экономными и практичными. Я бы даже сказал дальновидными людьми. Не дожидаясь, когда повышение производства трикотажа войдет в планы очередной пятилетки, люди принимались скапливать у себя в чуланах, на антресолях километры простыней, пододеяльников и прочей мануфактуры. Закупались полотенца, шторы, трусы и майки. Драгоценное тряпье бережно упаковывалось и утрамбовывалось в чемоданы, вязалось в узлы и, наконец, забывалось порой на многие годы. Конечно, в этом преуспели торгаши, начальники и те, у кого, как мы говорили, был блат. Этим словом обозначался доступ к дефициту.
Озабоченность вещами, одеждой беспощадно ругали сатирические газеты, пионервожатые и партийные лидеры. Вещизм, мещанство, мелкобуржуазные наклонности.
Из соображений той же экономии женщины зачастую шили одежду у портных, точнее портних. Координаты портних передавались из уст в уста, от одной женщины к другой. Заказывали, ходили на примерку. Шили при этом все. От ситцевого сарафанчика до солидного, тяжелого пальто.
А многие занимались и самостоятельным пошивом. Молодые мамаши строчили на машинках, пока маленький советский человечек смотрел там себе упоительные сны. Красавицы теребили журналы мод в поисках подходящего фасона и выкроек.
Прошли годы. И что вы думаете? Бывая в гостях у некоторых современников, я видел там рулоны, отрезы, скопленные их мамками и бабками. Цветастый ситец, сукно. Фактура, орнамент давно потеряли актуальность, вышли из моды. Нашел я их и у себя. Во время переезда. Те самые полотенца, простыни. Рулон бежевого вельвета. Вероятно, предполагалось сварганить мне вельветовую куртку. Больше всего меня тронули карандаши, много карандашей — цветных и простых. Краски, кисти. Не на одну творческую жизнь собрала мне мама.
Размышляю я над этим феноменом и думаю себе, а ведь в старину вещи не назывались барахлом, шмотками. А сказывали так: «Жить-поживать, добра наживать!». Наживайте добра!
В дополнение, раз уж речь зашла о советских тканях, выложу несколько фотографий декоративной тканной продукции 20-30 годов прошлого столетия.
Константин
Из этих тканей и сейчас такие роскошные вещи сшить можно - в магазинах ведь один ширпотреб
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 12:41
сергей михалыч
ага -особенно из ткани "Стройка "или "Фабрика"....Сразу получится неширпотребный шедевр !
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 12:54
Николай Беляев
Были некоторые паникёры, но их было немного. В СССР было всё и что либо запасать не имело смысла. Единственно что я всегда держал в запасе это водка. Водка была хорошей и не мешало на вечер пропустить стаканчик. Прятал бутылки в погребе. Как захотелось выпить беру ключи и иду за рыжиками . А их в погребе у меня было целый чан. Хорошо.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 12:47
сергей михалыч
да конечно были "некоторые" паникеры....Именно "некоторые". Я в каких только семьях не бывал (а у нас родня большая) - везде мешки муки были запасены..А уж после 86-года запасались абсолютно всем, когда товары исчезать стали
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 12:56
Николай Беляев
Мука не держится больше 3х месяцев. Заводились жучки и муку выбрасывали. Хорошо у кого свой скот был. им шёл на скармливание. консервы тоже долго не держались. Отец однажды тушёнку сложил в погребе. Заржавела и пропала быстро. Хорошо кое что сварили с горохом. Сьели. А так ничего не запасали. Жизнь была сытная. А в столовой заводской кормили как на убой. А в буфетах полуфабрикаты были . Радость жизни была полная.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:06
сергей михалыч
так вот и выбрасывали муку из-за жуков! Но тем не менее затаривали опять (болезнь была такая) - типа , а вдруг исчезнет завтра. А про столовые....ну я застал их после 85-го года. Берешь комплексный обед- и голодный остаешься. Если стакан сметаны не добавить (для сытности) - так через час жрать снова хотелось
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:12
Николай Беляев
За 60 копеек не бери , бери за 80 копеек комплексный обед. А у нас даже оставалось. Я помню как в нашей заводской столовой бесплатно кормили ПТУшников. Так верите, почти ничего из обеда тронуто не было. Мы своим животным набирали шницеля и котлеты из этого разнообразия. К тому же ещё эти ПТУшники вели себя не лучшим образом и кидались хлебом. Самые мрачные об них воспоминания.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:24
Николай Беляев
Поздно. Но мы пожили неплохо. И бензин за 7 копеек успели покупать. И бесплатные путёвки и квартиры. Просто сказка.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 14:45
Владимир Савицкий
Да,теперь это кажется далёкой - далёкой сказкой. А ведь было всё это было.
Текст скрыт
развернуть
28 янв, 23:07
Виталий Хегай
Ни разу не видел у своих стариков рулоны материи. Приданное, да собирали, но в пределах разумного.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 12:56
Lyidmila Zvyagina
У меня до сих пор есть ткани, купленные в советское время. Найдите сейчас 100% шерсть того качества или крепдешин! И, кстати, я шью, поэтому все ткани потихоньку находят своё применение. С такими принтами, как на фото, тканей никогда у нас не было, всё больше либо гладкие, либо рисунок не привязан ни к какой тематике.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 12:57
Олег Герантиди
Поставил минус - афтар дибил. Из-за таких катастрофически тупеет интернет.
сергей михалыч
Почему сейчас модна деградация ? А природа, море, пейзажи ? Разве некрасивые щас рисунки на обоях, тканях , белье? А вот с фабриками-заводами щас точно никто не оденет одежду
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:08
Владимир Савицкий
Ну,если честно то таких обоев,да и одежды тоже я и не видел ни у кого - сплошь были какие - то цветочки,машинки-кораблики или фото обои с природой. По сути в производстве ничего не поменялось - за исключением символов.
Текст скрыт
развернуть
28 янв, 22:36
Анатолий Гордейчик
Во времена СССР в 80е годы был наиболее ощутим пик печатания денег,средняя ЗП по союзу была 170 руб, с вычетом подоходного ещё меньше, реально заработать. если позволит горб, можно было 250-300 руб. В магазинах, кроме скудного пайка и тряпок в рулонах особо ничего не купить, джинса на барахле стоили 250 руб , кто увлекался модой, при этом большинство людей, дальновидных , уносили сбережения в банки, на чёрный день, вот и он наступил в 90х годах и все бумажки обнулились.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:01
лилия штрынова
Зато как скучно и нелепо одевают детей сейчас. Все маленькие девочки, как безвкусные тетки в растопаренных длинных платьях из стеклянных тканей, которые их только уродуют. Пропорции детских фигурок совсем не такие как у взрослых, им идут короткие платица и юбочки. А мальчики, как малолетние недоросшие мужички-"братки". И с цветами в одежде тоже тоска. Однажды наблюдала детей на прогулке в дет. саду-все девочки в розовых куртках, мальчики-в синих и все, как будь-то не существует других цветов-убожество. Да,я шила дочке наряды сама, пока она спала, но одета она была по-детски: весело, разнообразно, одежда была из натуральных тканей.Однажды из отцовского пальто темно-синего цвета(английский драп-велюр) сшила пальтишко и вышила его яркими цветами-получилась картинка (дала поносить ,когда дочка выросла-не вернули.А ткань была настолько качественной, что дед носил оно совсем не вытерлось и внучка форсила, не потеряло ни цвет не потерлось. А сейчас купила себе пальто за немалые деньги в дорогом салоне, стоило надеть один раз как оно все покрылось катышками , с огромным трудом смогла его вернуть в магазин. Если со вкусом и творческим подходом было все в порядке и находилась возможность выделиться из толпы, а если его нет ( нет достойных образцов для развития,) то и при нынешних возможностях, порой тоска берет наблюдать за тем что продают. Так что не при чем тут времена. Хотя сейчас при кажущемся лоске и обилии сплошная фальш и "пыль в глаза"
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:16
Владимир Савицкий
Лучшего комментария и не придумаешь. Что правда - то правда. Дело не во времени - дело в людях,которые живут,творят и управляют...
Текст скрыт
развернуть
28 янв, 22:49
Анна
У портних шили не из экономии, а потому, что в магазинах не было красивой одежды, мрачное, скучное и огромными партиями. В лучшем случае, выглядели как "богатый детский дом". Если появлялось что-то приличное, то полгорода покупало это и ходили как инкубаторские. А полотенца, красивые, китайские, настоящий хлопок, купленные у спекулянтов и до сих пор лежат еще не все пущенные в использование.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 13:39
Игорь *******
А меня раз продавец сразила фразой: Цвет модный, булыжный. Как в кино.)))
Текст скрыт
развернуть
27 янв, 10:02
Татьяна28
В СССР к каждому празднику заказывала в ателье обновку. Сейчас у меня меньше одежды, чем тогда. Сейчас качественная одежда очень дорогая, на натуральные ткани вообще цены кусаются. Раньше сами шили и вязали, люди были одеты не хуже, только не все тогда придавали значение моде. Особенно старшие поколения, пережившие войну и голод - у них вообще другие ценности были, на всякие джинсы, кремплены и платформы они смотрели как на баловство. А то, что запасали - это было. Я сама из маминой квартиры почти полтонны разных "запасов" выкинула, мама сначала обиделась, а потом сказала, что просторней и свободней дышать стало.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 14:08
МАРИЯ САФАРОВА
Я токих материи во время союза не встречало,ну помню было много ярких ситцов и других материи.Ну а запасах могу сказать одну что в нашей семье всегда было продукты на 1,5-2 месяца запас и те продукты каторе сохранялись на этот срок.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 14:09
Lyidmila Zvyagina
Конечно! Индпошив и ширпотреб - огромная разница!
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 14:10
vars2602
Практика показывает, что запасливость положительное качество. Вот уже двадцать лет государство живёт благодаря запасам СССР.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 14:12
ВИКТОР ПИРОГ
"Скромная зарплата большинства советских граждан, дефициты, делающие недоступными красивую одежду и фрукты, а также воспоминания об ужасающих временах войны, голода делали хозяек и хозяев очень экономными и практичными" - стиль и и ирония написания сразу же выдает ярого анитисоветчика. Да на эту разплату моя мать и отец ежегодно ездили в санатории, поскольку были фронтовиками, детей довали, обували. Я помню мерзостный налог Хрущева, который обязывал сельчан сдавать сливочное масло, независимо - есть корова или нет.
сергей михалыч
"А сколько было кииг, журналов...".....да? серьёзно ? Наверно разве что из издательства "Политическая литература" -действительно всё завалено ими было. А щас конечно же меньше? И книг и журналов? А почему бы не вспомнить позорный ход , такой как "макулатурные книги" ? Это когда году в 75-м ввели талоны на популярные издания -сдаёшь 10 кг макулатуры, получаешь талон и имеешь возможность выбрать из максимум 5 книг что-нибудь приличное.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 16:04
ВИКТОР ПИРОГ
Темнишь малый - на подписные издания были, на детскую, приключенческую, военную - не было никаких ограничений и это в Кабарде. Автономии тогда.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 16:10
сергей михалыч
мой папа и в самом деле (когда был студентом) покупал подписные издания , в 50-е годы (всю стипендию тратил). У нас дома хорошая библиотека -все издания максимум 1961 года. Я сознательно помню 70-80 годы. Помню как стоял 4 часа на запись за "Библиотекой фантастики и приключений" , году в 83-м. Получил номерок , но не выиграл (номерки разыгрывались). Всё. Остальное было уже "макулатурное"....
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 16:20
Наталья Романовская 7. 02
Запас спину не тянет! - так говорила моя бабушка, пережившая революцию 17-го, голодовки и войну. У нее всегда в чулане, на чердаке был запас в ящиках, кулях и мешках: муки, круп, масла растительного, сало в банках, сахар, соль, мыло, причем в огромных количествах. Вырастив 10 детей, она считала что запас ДОЛЖОН быть!!!, даже при изобилии всего. Впитав бессознательно такую запасливость еще с младенчества, я тоже держу запас почти всех продуктов на полгода. И пережив перестроечное время, когда в магазинах не было ни мыла, ни стирального порошка - и тут запас есть такового. А вот из шмоток и т.п. не запасала. Просто со старших детей одевала на младших. Много чего перешивала, шила. И считаю так же, как и моя бабушка, что СУСЕК ДОЛЖОН! быть.
Текст скрыт
развернуть
26 янв, 21:09
Владимир Харичев
Да интересно. Я в 76-77 работал на заводе. Два месяца учеником, а потом электромонтажником. Учеником получал 100-120. после когда разряд получил 200-250. ОТЕЦ РАБОТАЛ эЛЕКТРИКОМ получал до 600-800 р. А запасы всегда были. Тушенки, сгущёнки. консервированные огурчики и помидорчики. лечо. Лук брали мешками и в погреб. И хранился всю зиму. Да было время золотое.
Текст скрыт
развернуть
27 янв, 02:27
Чтобы продолжить действие, пожалуйста, введите код с картинки.

23 фев, 06:31
23 фев, 05:40
23 фев, 05:38
23 фев, 05:31
23 фев, 05:16
23 фев, 05:12
23 фев, 05:09
23 фев, 05:02
23 фев, 05:00
23 фев, 02:46