10 легендарных советских рок-групп эпохи заката СССР

От автора: «Как пророчески пел в своей песне „Они играют жёсткий рок“ Юра Шевчук: „Я к сожалению, не пророк, но верьте мне, настанет срок на удивление всему миру, над нашей Северной Пальмирой взойдёт звездою русский рок“.»
И он действительно взошёл, но позже, а до этого, в 80-х, ребятам приходилось сочинять и играть в условиях строгой цензуры, несмотря на которую у них рождались замечательные вещи, которые вы вспомните и услышите ещё раз, пролистав этот пост.
Заранее прошу прощения у читателей за то, что многие замечательные исполнители и коллективы остались за рамками статьи.


Круиз

«Круиз» — легендарная группа начала 80-х годов, по утверждению многих критиков, сформировавшая стиль советского мелодического хард-рока. За время своего существования группа меняла стили от хард-рока, соединённого с другими направлениями рок-музыки (включая новую волну, арт-рок и блюз-рок), до хэви-метала. Потом снова вернулась к первоначальному стилю.


Команда Альфа

Ещё один проект с участием Сергея Сарычева. В «Альфе», образованной в 1983 году, Сарычев стал автором всех песен и единственным солистом. Хитами стали песни «Шторм», «Театр» (впоследствии исполненная Ириной Понаровской), а особенно «Гуляка» (на стихи Сергея Есенина).


Динамик

Группа «Динамик» возникла в 1982-м году и относилась к числу музыкальных коллективов, принесших на сцену новую волну открытий и экспериментов. Состав команды часто менялся, но ее фронтменом оставался бессменный Владимир Кузьмин. Музыкант выступал в качестве солиста, а также создавал песни и участвовал в организации аккомпанемента на концертах и при записи композиций.

Карнавал

Группа «Карнавал» была создана в 1979 г. Александром Барыкиным и Владимиром Кузьминым. Коллектив «Карнавала» неоднократно становился лауреатом песенного фестиваля «Песня года», а в 1986 песня «Букет», написанная Барыкиным на стихи Николая Рубцова, стала победителем этого фестиваля, и бессмертным хитом. Там же группа «Карнавал» была награждена специальным призом жюри и призом зрительских симпатий.

Аракс

«Аракс» — это не просто московская группа. Это — живая легенда отечественного хард-рока. «Аракс» первым вывел хард-рок на большие официальные площадки, был пионером этого не слишком поощряемого в те годы официальными организациями стиля. Образован в конце 60-х на экономическом факультете МГУ.

Машина времени

Российская рок-группа, основанная Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ в 1969 году. Считается одним из важнейших коллективов в истории русского рока. В произведениях «Машины Времени» можно услышать элементы классического рока, бардовской песни, блюза и рок-н-ролла. Автор подавляющего большинства входящих в репертуар команды песен – Андрей Макаревич.
В 1986 году, когда культурная политика страны изменилась МВ начинает набирать обороты и добивается новых творческих успехов.
Самыми узнаваемыми песнями за все эти годы стали: «За тех, кто в море», «Поворот», «Синяя птица», «Наш дом», «Марионетки».

Воскресение (СВ)

Уже в конце 70-х группа стала довольно популярной, песни транслировались на Radio Moscow World Service (советской радиостанции, вещавшей на Запад в преддверии Олимпиады-80), песня «Кто виноват» заняла 5-е место в хит-параде газеты «Московский комсомолец» за 1979 год.
За время существования, группа «Воскресение» несколько раз меня состав, исполняла песни как Романова, так и Никольского. Второй состав одним из первых в Москве начал использовать стиль регги. Этот состав распался с уходом Никольского.

Пикник

Группа давно воспринимается как легенда: шутка ли, столько лет прожито в музыке! Полуосыпавшаяся пленка на катушках с ранними альбомами, любительские черно-белые фотографии двадцатилетней давности — уже тогда «Пикник» будоражил воображение меломанов-романтиков. А сегодня уже взрослые дети первых поклонников «Пикника» приходят на концерты группы и хором подпевают каждой песне. Их притягивает то же самое, что и молодых людей прошлых поколений. Философские и ироничные стихи, мелодии, сложенные из мистических созвучий и вплетающийся в них голос Эдмунда Шклярского.

Алиса

Датой основания группы считается ноябрь 1983 года. В 1985-м в группе произошли первые изменения: вместо Бори Борисова вокалистом стал Константин Кинчев. По мнению читателей «Комсомольской правды», группа «Алиса» является самой влиятельной в русском роке. Коллектив отметил 36-й день рождения, продолжает активно выступать и работать над созданием новых композиций.

Кино

Легендарная и, возможно, самая популярная советская рок-группа, в составе которой играл Виктор Цой. Пришедший в музыку Витя пел и знал всего три гитарных аккорда, впоследствии прошел путь через тернии к звездам: если в самом начале карьеры деятельность Цоя и его ребят критиковали и подпольные, и официальные издания, то под ее конец любые пластинки разлетались миллионными тиражами по территории всего Союза. За восемь лет «Кино» из группы никому неизвестных любителей превратились в монстров рока, собирающих стадионы фанатов. И каждая песня стала настоящим хитом, который можно слушать бесконечно. «Кино» отошли от классических традиций русского рока 80-х годов, активно начав использовать драм-машины, что добавило их песням некоторой попсовости.

Зоопарк

Группа существовала всего 10 лет (1981-1991), но за это время репертуар ленинградских музыкантов стал культовым, а лидер и основатель коллектива Майк Науменко — идолом отечественной рок-музыки, чье имя стоит в одном ряду с легендами – Виктором Цоем, Борисом Гребенщиковым. Творчество Майка и группы «Зоопарк» оказало влияние на целые поколения рок-музыкантов.

« Уникальные советские автомобили
Катастрофа, о которой в СССР долго молчали »
  • +193

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+9
Сдаётся мне, что «рождались эти замечательные вещи» не вопреки, а благодаря цензуре. Иначе не объяснить количество и уровень сегодняшних перлов.
+9
А Наутилус? А Чёрный кофе? Сукачёв?
+4
  • avatar
  • kpa31
Как-то упустили из виду свердловский Урфин Джюс… Музыка Пантыкина на замечательные тексты, к сожалению уже покойного, Ильи Кормильцева. В Свердловске тоже был свой рок-клуб…
+8
  • avatar
  • cluw
Еще можно вспомнить «Трубный Зов» Виктора Баринева. Единственный альбом, но какой! Русский Black Sabbath! А Аракс вырос из Високосного Лета — «Прометей Прикованный» вспомните, или «Лавка Чудес»…
+8
Замечательная статья! Но давайте же вспомним настоящие легендарные рок-группы. возникшие в колыбели не только революции, но и русского рока, в Ленинграде. Первый русский рок возник именно там, в конце 60-х годов. Первые группы «Словяне», «Санкт-Петербург», «Лесные братья», «Аргонавты» (участием в которой похваляется А.Розенбаум, хотя он только тренькал на гитаре на заднем плане несколько раз), подвергались жесточайшим преследованиям со стороны милиции и КГБ. Я был гитаристом группы «Словяне», и все это прекрасно помню. В 1969 году, если мне не изменяет память, мы в Ленинграде основали первый в истории советский рок-клуб. Председателем его избрали Колю Васина царствие ему небесное. Через несколько лет наш рок-клуб разогнали, руководителя посадили в тюрьму на три года. Что вы знаете о русском роке? То, о чем вы рассказываете, не рок, а попса. Чтобы удостовериться в моих словах рекомендую прочитать книжку лидера группы «Санкт-Петербург» В.Рекшана под названием «Кайф вечный». Там все эти времена замечательно описаны.
0
С уважением к Вашим словам! Вспомните «Военмех», «Зелёных муравьёв», «Землян» и «Аргонавтов», у Рекшана Вы правы все сказано о 70-х.
+1
Да, я все помню (или почти все) — как организовывали концерты в Доме народного творчества на ул.Рубинштейна, рок-фестивали в Тярлево и других местах, ночные нелегальные джемы с польскими группами «Скальдове», «Червоны гитары». Это был настоящий рок. Денег мы практически не зарабатывали, все держалось на энтузиазме. Помню и «Муравьев», и «Землян» и концерты в Военмехе, Политехе, других институтах. А Гребенщиков, Кинчев, Цой — это уже вторая волна. Хотя БГ и называет себя отцом русского рока, но он еще в коротких штанишках ходил, когда менты разгоняли наши первые рок-концерты.
-4
При всем моём уважении к членам вышеназванных групп, рок для меня — это понятие, ну ни как не связанное с СССР или Россией. Рок — это прежде всего англоязычные команды, и ни куда от этого не деться. Так что, когда говорят или пишут «русский рок», я пребываю в полном недоумении: а что, разве есть такой?!
0
А не-гры живут ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в Африке, или в Европе, России, америке ....????
+3
Каким-то образом из легендарной обоймы Аквариум выпал. Хотя, в отличии от многих упомянутых в статье, команда действительно легендарная.
+3
Всем, написавшим гневные комментарии: статья — компиляция авторского поста. Все советские рок-группы не вместить в один пост, так что добавляем свои мнения в комментариях!
0
Не принимайте близко к сердцу гневные комментарии. Критиком, не зная темы, быть легко.
+2
Действительно, какое отношение к року имеют первые 5 в списке? Эстрада чистейшей воды. Да, временами приятная, я сам некоторые их вещи с удовольствием слушал, но при чем же здесь рок? так можно и до объявления Иосифа Кобзона и Льва Лещенко рок-исполнителями дойти. Насчет легендарности — я бы не стал так разбрасываться терминами. Чтобы не девальвировать. Популярные — да, но — легендарные?
0
да, к року они пожалуй что отношения не имеют. В Советские годы мы, тогдашние школьники, не любили Отечественную эстраду. Мы выросли на «АББА» и «Бони М» и Отечественная эстрада в нашем понимании ассоциировалась с Кобзоном и Лещенко, с песнями про БАМ… Как оказалось — зря! Не так давно послушал старые Советские вещи и понял — а неплохо пели Барыкин и Беликов! Тогда мы их как-то не замечали, что ли… Теперь у меня на телефоне «Радуга» и «Стоп-мотор!»
+1
Я, наверное, еще древнее. Вырос на Криденсах и Дип Пёрпле, и, само собой, на уже распавшихся Битлах. Когда ВИА только начинали изредка прорываться на большую эстраду, а пластинки Самоцветов, Цветов, Песняров, Поющих Гитар, Веселых Ребят на прилавках не задерживались. Переслушивая их старые хиты нахожу, что многие — очень даже ничего, а то и весьма. Ну, не было в песнях «социалки», зато был вокал и временами очень неплохие мелодии.
0
Да, «Дип Пёрпл» тоже конечно слушали, да и ещё много чего Западного — и настоящий Рок, и попсу (например в 82 просто фурор производили «Итальянцы», особенно «Рики-е-повери» ). Но я помню шок, когда я вернулся из армии — иду мимо школы, вижу — по всем признакам в школе дискотека… Решил поближе подойти — послушать, чем так сказать дышит молодёжь. А там — что-то такое очень попсовое Отечественное! И следующая песня — тоже! В моё время такого бы просто не поняли (если б тогда, в 70-е кто нибудь «Руки вверх» включил — тапочками бы закидали). Мы на Западном выросли, да-с… «Битлз» я конечно слушал, но особо не фанател от них… А сыну вообще они не нравятся, никак. Такой вот конфликт поколений. Хотя «Queen» слушаем вместе — наша с ним любимая группа. А слышали у С.Беликова «Ноктюрн»? По-моему тут явное сходство с «Bohemian Rapsody»!
+2
И самым живучим оказался Макаревич
+3
ну да — прямо-таки как таракан. Я до сих пор не решил, как мне к нему относиться — ну есть у него хорошие песни, ставшие хитами… А есть откровенный шлак. И потом — всё ж таки в Советские годы «Машину» слушало огромное количество народа, а потом был «Смак» на ТВ и «фирма рикко ОБУЕТ всю страну», отчего многие разочаровались в Макаревиче. Был не так давно на концерте группы — ну что-ж, хороший концерт — старые «забойные» хиты и новые песни, ну и общение с залом… Однако я обратил внимание на публику, на тех людей, что пришли на концерт. В основном это люди среднего возраста, явно состоявшиеся в жизни, но при этом… ну как бы сказать помягче — не хотелось бы называть их жлобами… Этим людям МАЛО просто посидеть, послушать музыку. Они принесли с собой бухло, прямо во время концерта приняли и пошли плясать и прыгать. После концерта в партере валялись смятые стаканчики и бутылки от вискаря
+1
Это проклятое наследие их буржуазного Вудстока и наших полуподпольных сейшнов, куда без бутылки портвейна приходить было не принято. Хотя в начале 80-х, когда Машину только начали допускать к выступлениям во дворцах спорта, будучи совершенно трезвым на их концерте в Ростовском Дворце Спорта от избытка чувств орал, топал ногами и свистел — они выглядели и звучали на голову круче тогдашних бледных Землян. А что почти одновременно в прокат вышел всесоюзный позор Макара — фильм «Душа», так бросьте в меня камень, кому не хотелось пробиться из притесняемого в первачи.
+1
Да, кажется в 1989м был на их концерте, в том же самом «Дворце спорта» что и ныне… Не было тогда такого. Люди веселились, пели, орали… Но чтобы вот так как сейчас — такого не было. Такие зрители — сытые, мордастые, уверенные в себе. И при этом явно не интеллектуалы. По хозяйски этак явились на концерт, махнули по стаканчику-по второму. И пошли плясать — но нет того былого веселья, наоборот — даже как-то неприятно стало. А фильм «Душа» — это ж надо было додуматься до такого, чтобы Ротару соединить с «Машиной» в одном фильме. Позорище… Как Макар на такое согласился, удивительно! Ротару я всегда терпеть не мог, особенно когда она по молдавски завывала, фу бл…