Как академик Курчатов любил разыгрывать коллег

Легендарный научный руководитель советского атомного проекта академик Игорь Курчатов, обожавший шутки, как-то раз разыграл своих соратников с помощью пробок от бутылок из-под шампанского.




К 75-летию отечественной атомной отрасли, Росатом открыл раздел с описанием необычных и даже забавных историй из летописи советской и российской атомной промышленности. Несколько таких эпизодов связаны с Курчатовым. Как вспоминали люди, близко знавшие Курчатова, он любил шуткой снять напряжение людей, занятых тяжелой работой.
Ложные улики
Однажды в Академии наук сильно затянулось заседание, дело близилось к ночи. Игорь Васильевич, раздосадованный говорливостью академиков, вышел в «предбанник» и попросил своего охранника:
— Слушай, Митяй, сгоняй–ка в буфет и набери побольше пробок от шампанского.
Охранник удивился, но принес пару пригоршней. Курчатов проскользнул в раздевалку и рассовал пробки по карманам пальто академиков:
— Пусть жены заподозрят, чем их мужья по ночам занимаются!
Как всё советское
В лаборатории, которую во время войны возглавлял академик Игорь Васильевич Курчатов, обсуждались результаты измерения времени жизни нейтрона. Причем у наших испытателей время жизни нейтрона оказывалось больше, чем в аналогичных экспериментах зарубежных ученых.
Когда стали спорить, в чем причина расхождений, Курчатов улыбнулся, погладил бороду и иронически заметил:
— Очевидно, советский нейтрон крепше!
Как живой
Молодую сотрудницу направили на работу к академику Курчатову. Девушка явилась чуть свет и с волнением ожидала Игоря Васильевича в его приемной. Наконец академик появился и широко распахнул дверь своего кабинета.
Девушка ахнула и чуть не выронила сумочку: в глубине кабинета стоял Сталин – во френче и с трубкой.
— Не бойтесь, это всего лишь портрет, — успокоил ее Курчатов. И с гордостью добавил:
— Но как живой!
Какой-то Савка
Новой секретарше Курчатова нелегко было привыкнуть к причудам академика. Однажды он распорядился:
— Пригласите ко мне Иван Иваныча и Савку.
Таких людей секретарша не знала. Выбежала в коридор, навстречу ей физик Фейнберг.
— Савелий Моисеевич, подскажите, где найти Ивана Ивановича — его вызывает Курчатов.
— Иван Иванович — это, вероятно, Исай Исидорович Гуревич.
— Вот спасибо! Еще нужен какой-то Савка…
— А какой-то Савка — это, безусловно, я, — развел руками Фейнберг.
Игорь Курчатов (1903-1960) – академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинских премий СССР. Научный руководитель атомного проекта СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.
Под его руководством в 1943 году была создана Лаборатория №2 (в 1949 году переименована в Лабораторию измерительных приборов Академии наук, в 1956 году – в Институт атомной энергии, сейчас – Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»). Также под научным руководством Курчатова был разработан, создан и пущен в 1946 году первый в Евразии ядерный реактор Ф-1, а в 1948 году – пущен первый в стране промышленный ядерный реактор для наработки оружейного плутония. Курчатов руководил испытаниями первых советских ядерных и термоядерных зарядов.
Также под научным руководством Курчатова состоялся пуск первой в мире атомной электростанции в Обнинске. В 1958 году в Институте атомной энергии построена первая в мире экспериментальная установка для управляемых термоядерных реакций, которая получила название «токамак». На основе опыта создания таких установок сегодня сооружается международный экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР.
В конце 1950-х годов были сданы в опытную эксплуатацию первая отечественная подводная лодка «Ленинский комсомол» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Курчатов инициировал строительство исследовательских реакторов и ускорителей высоких энергий в различных научных организациях СССР, создание нескольких научных центров и вузов мирового класса (московских физико-технического и инженерно-физического институтов).
« Как предатель из КГБ с ЦРУ судился и выиграл иск
Увлекательная история клоуна Клепы из «АБВГДейки» »
  • +141

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
При этом он бывал строг, требователен и не любил разгильдяйства. И очень много работал. Например один из реакторов он назвал в шутку «ДОУД», что означало «До удара»(то есть он работал без отдыха, стараясь закончить до того, как ударит инсульт или инфаркт). После аварии на первом промышленном реакторе, зная как мало у нас урана Игорь Васильевич принёс табурет, спокойно сел и руками стал отбраковывать негодные блочки от годных! Это топливо только что в реакторе было и фонило нейтронами ого-го…
+9
Где ум, там и шутки «штучки»)))
+16
Насколько я наслышен, Игорь Курчатов был неплохим физико-химиком и гениальным администратором-руководителем, а вот его родной младший брат Борис руководителем не был, зато был гениальным физико-химиком, и именно на нём по сути держался атомный проект с точки зрения науки, но на Игоре — с точки зрения организации. Сейчас почему-то о Борисе Васильевиче Курчатове и не вспоминают. Понятно, что в советские времена его имя было засекреченным, но сейчас-то…
+15
А Эйнштейну математический аппарат его теорий жена разрабатывала. И что? Безусловно, проекты такого масштаба ни в одиночку, ни силами одного бюро/отдела/института не потянуть. Вся страна работала. От теоретиков до производственников. Что касается администрирования, тут, как мне кажется, основная заслуга Берии.
+17
И хорошо написано и человек — Великий!
+5
А как бы Вы на их месте поступали: они ведь только начинали ломать систему, и нельзя сломать сразу — упадёшь. Так что упасть пришлось нам сейчас.
+3
Дорогой друг. Странная логика: страна упала потому, что я упал с дерева с осложнениями, поэтому не осталось Курчатовых и Королёвых, а остался я и иже со мной. Кстати, как-то нетактично писать с малой буквы фамилии столь звучные. И на ты обращаться с незнакомым не следует.
+1
В школе я учился хорошо. С правилами русского языка знаком. Эти фамилии в перечне не утратили индивидуальности и не стали нарицательными, чтобы их писать с маленькой буквы. Дальше не утруждай себя хамством, читать не буду.