Во времена Карибского кризиса в ЦРУ работал советский «крот», которого так и не разоблачили

Советская разведка внедрила в ЦРУ США в предшествовавший Карибскому кризисупериод своего агента, вычислить которого американцам так и не удалось.




По словам Роберта Кеннеди-младшего, племянника президента США Джона Кеннеди и сына министра юстиции, генпрокурора США Роберта Кеннеди, основного переговорщика с американской стороны во время Карибского кризиса, внедренного агента так и не поймали. «Мы до сих пор не знаем, кто это был», — сказал Роберт Кеннеди в интервью первому замгенерального директора ТАСС Михаилу Гусману, которое он дал для документального фильма «23 года и 14 дней из жизни Посла». Как отмечает ТАСС, 16 ноября 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося дипломата и общественного деятеля, посла СССР в США Анатолия Добрынина. К этой дате и приурочен выход фильма.
По свидетельству потомка Бобби Кеннеди, этот советский «крот» работал очень успешно. Благодаря его деятельности своевременно пресекались попытки американских спецслужб обзавестись собственными агентами в высших эшелонах власти в СССР. «Как только ЦРУ засылало своих агентов в Кремль, их уничтожали по информации „крота“. И в результате ЦРУ не было ничего известно о том, что происходит в Кремле», — заявил Роберт Кеннеди-младший.
В связи с этим он признал, что 35-й президент США Джон Кеннеди не получал в период Карибского кризиса, разразившегося в октябре 1962 года, никаких данных о планах первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущева, поскольку американской разведке просто не удавалось добывать такие сведения. «Мой дядя не знал ничего о планах Хрущева. Он спрашивал у ЦРУ: „Что за человек этот Хрущев? Что у него на уме? Что он собирается делать?“ Но не мог получить никакой информации. Он еще никогда не общался с Хрущевым напрямую», — подчеркнул Роберт Кеннеди-младший.
Кроме того, он напомнил, что примерно в это же время была создана первая горячая линия телефонной связи между лидерами Советского Союза и Соединенных Штатов. В США ее проложили в том числе в поместье клана Кеннеди на полуострове Кейп-Код (штат Массачусетс).
«После Берлинского кризиса впервые в истории между Белым домом и Кремлем была установлена прямая телефонная линия. И в доме моего брата на Кейп-Коде до сих пор остался телефонный провод этой линии, торчащий из стены. Когда я был маленьким, в президентской резиденции моего дяди на Кейп-Коде стоял „красный телефон“, и, если он по нему звонил, то на другом конце провода ему отвечал Хрущев. Такая „горячая“ линия им была нужна, чтобы говорить напрямую, потому что они знали, что не могут доверять своему окружению, военным, разведке и администрации: ни Хрущев, ни Кеннеди. У их окружения были совершенно другие цели и планы. И, совершенно очевидно, что в такой ситуации нашим лидерам было необходимо говорить друг с другом напрямую», — добавил Роберт Кеннеди-младший.

Хроника Карибского кризиса

Январь 1962 года. США добиваются исключения Кубы из Организации Американских Государств (ОАГ) и начинают экономическую блокаду Острова Свободы, который ведет активные торгово-экономические отношения с СССР.
20 февраля 1962 года. В Белом доме утверждается новый срок свержения режима Фиделя Кастро после нескольких неудачных попыток вторжения на Кубу. Президенту США Джону Кеннеди доложено, что у США готова группировка для захвата острова: 400 тысяч человек, 300 кораблей, 2000 самолетов. Планы американской стороны становятся известными для советского руководства.
Май 1962 года. В беседе с одним из советских руководителей Анастасом Микояном глава СССР Никита Хрущев впервые затрагивает тему о размещении ракет на Кубе. По его мнению, только ядерные ракеты могли бы обеспечить надежную оборону Острова Свободы. На совещании в Кремле Хрущев заявляет, что фактом размещения ядерных ракет на Кубе ЦК КПСС решил «подсунуть» Америке «ежа».
Весна-лето 1962 года. США объявляет о военных учениях «Юпитер Спрингс». В водах вблизи Кубы сосредотачиваются корабли трех флотов — 2-го Атлантического, 6-го Средиземноморского, 7-го Тихоокеанского. В районе острова в воздухе круглосуточно находятся самолеты стратегической авиации США. ЦРУ разработал план под кодовым названием «Мангуста», направленный на подрыв и свержение режима Кастро. Он одобрен президентом Кеннеди. Об этом известно СССР.
Июнь 1962 года. В Москве подписан секретный договор между Кубой и СССР о размещении на острове советских ракет.
Июль 1962 года. Москва оказывает Кубе военную помощь в рамках операции «Анадырь» по предотвращению американского вторжения на остров, намеченного на октябрь 1962 года. Планируется переброска на остров войск и ракет средней дальности РР-12 и РР-14. Туда же направлены части ПВО — 6 зенитных ракетно-артиллерийских полков. Всего на Кубу было сделано 184 рейса 85 судами торгового флота, на палубах которых были тракторы и сеялки, а в трюмах — зенитки, ракеты и солдаты. Так на остров завезли 42 ракеты средней дальности, которые обслуживались и охранялись 40-тысячным контингентом советских войск.
Август 1962 года. Советская разведка перехватывает несколько шифровок американских агентов на Кубе. Резидент ЦРУ, имевший на Острове Свободы более 100 агентов и позднее арестованный, сообщает в Ленгли — штаб-квартиру американской разведки в США — точные данные о дислокации русских ракет.
14 октября 1962 года. Американские разведывательные самолеты У-2 засекают на острове стартовые площадки, предназначенные для ракет средней дальности. Фиксируется на фотопленку строительство в горных районах острова ракетных баз. Получены первые фотоснимки нескольких готовых стартовых площадок для ракет РР-12. Сами ракеты не засняты.
16-17 октября 1962 года. Президенту США представлены фотоснимки стартовых позиций советских ракет на Кубе и заключение военных экспертов. В Белом доме создается «кризисная группа» при президенте, в которую входят его помощники и советники, руководители силовых ведомств и спецслужб, послы. Американцы делают вывод: 16 или 32 ракеты с дальностью действия свыше 1000 миль (1600 километров) готовы к действию. Прогнозируется, что через несколько минут после запуска ракет, по предварительным оценкам, в США должны погибнуть 80 миллионов человек.
18 октября 1962 года. Министр иностранных дел СССР Алексей Громыко встречается с Кеннеди во время короткого визита в США. Обсуждается вопрос о политике США и СССР в связи с Кубой. Диалог проходит в рамках дискуссии об «оборонительном» и «наступательном» оружии на Кубе, однако без ссылок с обеих сторон на наличие советских ракет на острове.
20 октября 1962 года. Кеннеди получает от военных и спецслужб развернутый план действий против Кубы. В него вошли следующие пункты: уничтожение ракетных установок бомбовыми ударами с воздуха, военное вторжение на остров войск США, усиление блокады, ведение секретных переговоров с советской стороной по дипломатическим каналам, вынесение проблемы ракет на Кубе на обсуждение в ООН.
22 октября 1962 года. Советского посла срочно вызывает в Белый дом госсекретарь США. Он передает личное послание президента для советского лидера по кубинскому вопросу и для вручения текста обращения главы Соединенных Штатов к американскому народу, с которым он должен выступить в 7 часов вечера по радио и телевидению. В своем обращении президент обвиняет СССР в проведении агрессивной политики и заявляет, что Куба стала форпостом СССР в Западном полушарии, который устанавливает на острове свои ракеты, способные нанести ядерные удары по Вашингтону, Нью-Йорку, Мексике, Панамскому каналу. Чтобы прекратить наращивание советского ядерного потенциала, против Кубы вводится строгий морской карантин — блокада острова. Президент говорит, что отдал приказ ВМС США останавливать и досматривать все направляющиеся на Кубу суда; привести в состояние боевой готовности вооруженные силы страны; внести в Совет Безопасности ООН резолюцию с требованием к СССР демонтировать пусковые установки и вывезти их с острова. Президент подчеркивает: блокада — это лишь первый шаг, Пентагону отдано распоряжение осуществить дальнейшие военные приготовления.
В советском посольстве проводится совещание с руководителями разведслужб — внешней и военной разведок — в связи с назревающим кризисом и необходимостью сбора для Москвы оперативной информации о развитии событий.
В Москве объявлено об аресте Олега Пеньковского, агента американской и британской разведок. Этот сотрудник ГРУ имел доступ к важной военной и государственной информации.
23 октября 1962 года. Советский посол имеет беседу с братом президента Робертом Кеннеди, министром юстиции, который передает мнение президента о неудовлетворенности действиями советского лидера, размещающего тайно ракеты на Кубе. Американская сторона имеет информацию о том, что, вопреки заявлению министра иностранных дел СССР Громыко, на острове появились советские ракеты, покрывающие почти всю территорию США. Брат президента спрашивает: «Разве это оружие для оборонительных целей, о котором говорили Вы, Громыко, советское правительство и Хрущев?»
24 октября 1962 года. Вступает в силу «карантин» на посещение советскими судами портов Острова Свободы. Блокаду осуществляют ВМС США. После этого суда СССР получают указание «лечь в дрейф» вблизи условной «пограничной линии». Однако один из кораблей продолжает двигаться сквозь строй американских военных кораблей и оказывается под прицелом их орудий: у капитана парохода «Винница» отказала рация, но об этом ни на Кубе, ни в США не знали. В дальнейшем советские суда «карантинную линию» не пересекали.
25 октября 1962 года. В США была объявлена учебная атомная тревога. После сигнала тревоги среди населения возникла паника: скупали продукты, товары первой необходимости для выживания в сложных условиях, бегство из городов…
26 октября 1962 года. С официальным заявлением выступает секретарь президента по вопросам печати, в котором говорится: строительство ракетных площадок на Кубе дает основание правительству США принять более серьезные меры против Кубы. В прессе, на радио, телевидении отмечается: бомбардировка ракетных баз выходит на первое место — приведена в боевую готовность тактическая и стратегическая авиация.
В это время американские летчики ведут переговоры в воздухе и на земле, запрашивают свои командные пункты о начале бомбардировок острова открытым текстом. Кастро отдает приказ своим вооруженным силам сбивать без предупреждения все военные самолеты противника, появляющиеся над Кубой.
27 октября 1962 года. Утром РЛС на Кубе захватывают цель — американский самолет, двигающийся со стороны базы Гуантанамо. На экранах радаров наблюдается заход цели на территорию Кубы. Командный пункт дает команду: «Уничтожить цель!» Самолет был сбит двумя ракетами с интервалом в несколько секунд. На месте падения обнаружена передняя часть самолета-разведчика У-2 с телом пилота. Позднее кубинцы передали тело представителям США.
В тот день, названный американцами «черной субботой», Хрущев направил Кеннеди письмо, в котором говорилось, что СССР согласен вывести ракеты — «те средства с Кубы, которые Вы считаете „наступательными“. Хрущев предлагал „вывести аналогичные американские ракетные средства из Турции“.
В ответном письме Кеннеди сообщил о готовности разрешить Кубинский кризис на следующих условиях: СССР вывозит с Кубы ракеты и другое наступательное оружие, а США отменяют блокаду и дают заверения, что Куба не подвергнется вторжению ни со стороны США, ни со стороны других стран Западного полушария.
Хрущев получает от Кастро телеграмму с предложением использовать в переговорах с американцами угрозу применения советской стороной ядерного оружия, если США решатся на бомбардировку Кубы.
Вечером советский посол встретился с министром юстиции Робертом Кеннеди, который передал просьбу президента быстрее получить согласие советской стороны на прекращение строительства ракетных площадок в обмен на отмену „карантина“. Также сообщается, что вопрос о базе в Турции — это компетенция НАТО, но президент обещает договориться с союзниками и вывести ракеты из этой страны в течение 4-5 месяцев.
Ночь с 27 на 28 октября 1962 года. Члены Президиума ЦК КПСС, руководители Совмина и Министерства обороны СССР обсуждают предложение США о выводе советских ракет с Кубы в обмен на гарантию невмешательства во внутренние дела этой страны и соблюдения ее суверенитета. Выступают дипломаты, маршалы и генералы, представители советских спецслужб — внешней и военной разведок. Решение найдено: обращение советского лидера к Кеннеди уйдет открытым текстом по московскому радио в 17:00.
28 октября 1962 года. По данным советской разведки, американцы намечают бомбардировку советских ракетных баз на Кубе на 29-30 октября. По линии разведок — американской и советской — проходит, видимо, дезинформация о том, что президент собирается выступить по телевидению с важным обращением к нации насчет Кубы. Возможно, это — решение о бомбардировке.
За час до ожидаемого выступления советское посольство получает из Кремля срочную телеграмму: немедленно свяжитесь с президентом и скажите ему, что его предложение находит понимание в Москве и подробный ответ Хрущева будет положительным. Текст ответа Хрущева передан на радио Москвы и в американское посольство одновременно, чтобы опередить предполагаемое выступление президента.
Американская сторона идет на предложенный компромисс. Ядерной катастрофы удается избежать.
29 октября 1962 года. Президенту передают конфиденциальное послание Хрущева, в котором говорится о понимании позиции американской стороны в вопросе ракетных баз в Турции. Предлагается это согласие оформить официально.
30 октября 1962 года. Кеннеди в конфиденциальном послании Хрущеву подтверждает согласие на ликвидацию американских военных баз в Турции, однако просит не увязывать этот вопрос с кубинскими событиями.
1 ноября 1962 года. Хрущев в конфиденциальном письме Кеннеди пишет: „К общему нашему удовлетворению мы перешагнули, может быть, даже наше самолюбие. Видимо, найдутся такие бумагомараки, которые будут выискивать блох в нашей договоренности, копать, кто кому больше уступил. А я бы сказал — мы оба уступили разуму и нашли разумное решение, которое дало возможность обеспечить мир для всех“.
20 ноября 1962 года. Ядерные боеголовки, хранящиеся отдельно от ракет, с Кубы вывезены.
« Сталин в быту и на работе: 25 редких фото
Криминальный мир в СССР »
  • +96

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
«никаких данных о планах первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущева,» Никита Сергеевич Хрущев никогда не был председателем Совета Министров СССР им был Косыгин А.
+1
Позор и смерть предателям…
+1
За ссылку спасибо, но, об этом-не знает молодое поколение. Люди постарше в курсе событий тех дней.
+17
  • avatar
  • ijor
Министра иностранных дел СССР звали не Алексей Громыко, а Андрей Громыко. Алексеем звали Косыгина.