Как Данелия Гайдаю «12 стульев» подарил

По словам Нины Гребешковой, супруги знаменитого комедиографа, «12 стульев» была «обеденной книгой» Леонида Гайдая. Когда он садился обедать, «Стулья» сразу оказывались у него в руках.


Гайдай ее перелистывал, какие-то места зачитывал супруге, смеялся. И страстно желал сделать фильм по этому замечательному роману. Однако осуществлению задуманного всё время что-то мешало


Сначала просто не давали разрешения — советскому кинематографу нужны были положительные герои, а не жулики. Потом в Госкино заявили, что это станет возможным только после того, как Михаил Швейцер закончит работу над экранизацией «Золотого телёнка». Когда же этот фильм вышел на экраны, он имел средний зрительский успех — картина получилась слишком серьезной. Как сказал про неё Гайдай — фильм о смешном, но не смешной. Добиваясь в Госкино разрешения экранизировать «12 стульев», обещал, что он будет снимать совсем другое кино — веселое, искрометное. Короче, такое, какое он умел.
Но его ждал новый удар — пока Леонид Гайдай работал над «Бриллиантовой рукой», идея снять «12 стульев» пришла в голову еще одному комедиографу — Георгию Данелия. И ему дали «добро» на эту постановку. Гайдай не на шутку расстроился – он опоздал, со сценарной заявкой его опередили другие. И тут случилось чудо: Данелия понял, что «перегорел» и не рискнул браться за такое произведение без куража и… уступил право на экранизацию коллеге. Причем Данелия сам подошел к Гайдаю и предложил ему забрать у него «12 стульев»
Гайдай принял подарок с воодушевлением: такой шанс выпадает раз в жизни. Картина, которой он бредил, невероятным кульбитом оказалась в его распоряжении. Он не знал, сколько препятствий еще выпадет на его пути к мечте. Как будет выбирать Остапа из чуть ли не двухсот кандидатов.


и фактически спасёт жизнь Сергею Филиппову, доверив ему роль Кисы.

А поиски подходящих для съёмок стульев вообще тема для отдельного поста

Но итогом стала премьера — 8 июня 1971 года на экраны страны вышел фильм, споры о котором не утихают до сих пор. Кто-то считает фильм полным провалом. А кто-то считает этот фильм классикой жанра, а Бендера-Гомиашвили эталонным великим комбинатором
« Новочеркасск 1950-х годов
Какой была антирелигиозная пропаганда в СССР? »
  • +129

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Лучшие 12 стульев!
+2
  • avatar
  • avkal
Гайдай доверился интуиции. Вор сыграл вора, мошенника и продоху, и получился выстрел в десятку. Сама книга и сюжет мне, признаться, не нравится, но выбор на роль Бендера Гомиашвили удачен, спору нет. И не надо сравнивать два фильма Гайдая и Захарова, их объединяет только название. Каждый хорош в своем жанре.
+5
Такого же мнения! Безмерно уважая Захарова, Миронова и Папанова, Гайдаевские персонажи органичнее. В игре Миронова много эксцентрики. Реальный Бендер — такой, каким его сыграл Гомиашвили.
-6
Хоть «12 стульев» Захарова телефильм, но он интереснее смотриться чем «12 стульев» Гайдая. И Остап Бендер у Миронова получился точно каким должен быть Остап Бендер. И Папанов Киса Воробьянов получился лучшее.
+7
это шедевр, других мнений быть не может
-1
По мне оба фильма — очень хорошие. Но 'Остап' Миронова ближе к книге. Всё что делает — ни секунды на раздумья. Смотреть можно как 'Чапаев'а в детстве.
+12
При всём уважении к Папанову и Миронову Киса и Остап в исполнении Филиппова и Гомиашвили гораздо ярче, выразительнее!
+11
Экранизации Леонида Гайдая и Марка Захарова обе хороши, но, Гайдайовский все таки лучше)
+14
  • avatar
  • Dgek
Великолепный, искрометный, уморительный фильм. У меня есть папка — для психологической разгрузки и восстановления, и фильм 12 стульев, как и другие фильмы Гайдая первые в ней. Какое счастье, что он был и творил для нас…