Разгром дивизии СС «Мертвая голова» в июле 1941-го

Не секрет, что вокруг Великой Отечественной скопилось огромное количество мифов. Например такой: там, где возникали проблемы, кризисы, там появлялись СС и… переламывали ситуацию.




Не всегда. Действительно, сражались ваффен-СС отчаянно и безумно храбро. Но храбрость, да еще безумная, еще не все на войне. Далеко не все. Говорят, что первыми погибают трусы и герои. А выживают осторожные и осмотрительные.
В первый год войны к войскам СС вермахт относился скептически. Если уровень политической подготовки был выше всяких похвал, то тактически и технически СС были на порядок хуже армейцев. Много ли мог Теодор Эйке, бывший полицейский осведомитель, бывший пациент психиатрической лечебницы и бывший начальник концентрационного лагеря Дахау? Много ли он понимал в военном деле? Когда он летом 1942 года прилетел в ставку Гитлера, истерично жалуясь на огромные потери, не его ли вина была в них?
А солдаты вермахта иронично называли в 1941 эсэсовцев «древесными лягушками» за пятнистый камуфляж. Правда, потом сами стали носить. Да и снабжение… Армейские генералы старались снабжать «тотенкопфы» во вторую очередь. Какой смысл давать лучшее тем, кто из всех видов боя освоил только оголтелые атаки любой ценой? Все равно погибнут.
Лишь к 1943 году положение выровнялось. СС стали воевать не хуже вермахта. Но не за счет того, что вырос уровень подготовки. За счет того, что упал уровень подготовки в самой немецкой армии. Знаете ли вы, что курсы лейтенантов в Германии шли всего три месяца? А ругают РККА за 6-месячный срок обучения…
Зато СС компенсировало свою необученность яростной храбростью и фанатизмом. Как пример… Дивизия СС «Мертвая голова». Сформирована из охранников концлагерей. Ну какая у них полевая подготовка, у рексов с вышек? Тем не менее, именно «Мертвая голова» плевала на приказ «не вступать с русскими в рукопашные бои». Правда, в итоге потеряла до 80% первого состава в Демянском котле.

Посмотрим на один эпизод из июля 1941 года. Сначала приведу сводку Совинформбюро от 6 августа 1941 года.

Вечернее сообщение 06 августа
« Бойцы и командиры соединения полковника Тишинского разгромили одну из немецких дивизий «СС», носящую название «Тоденкопфе дивизион». Передаём некоторые подробности разгрома этой гитлеровской дивизии.
О прибытии новой немецкой дивизии на Восточный фронт командование советской части узнало в тот же день. Рано утром лейтенант Савельев, возглавлявший группу красноармейцев-разведчиков, захватил в плен немецкого ефрейтора Людвига Штиммлера, на петлице которого был изображён череп с перекрещёнными костями. На допросе пленный рассказал, что их дивизия сформирована из охранных отрядов «СС». Дивизия участвовала в боях во Франции и Греции и предназначалась для «решающего удара» на одном из главных направлений Восточного фронта. Далее ефрейтор сообщил, что, настроенная очень воинственно, их дивизия состоит из двух пехотных и одного артиллерийского полка и готовится к наступлению.
Фашистская дивизия вскоре действительно пошла в атаку. Полковник Тишинский приказал открыть артиллерийский огонь по наступающим немецким колоннам. Снаряды ложились точно в цель. В воздух летели разбитые танки, мотоциклы, пулемёты, миномёты, разорванные тела фашистских солдат. Но фашисты, как потом оказалось, все поголовно пьяные, вооружённые автоматами и поддержанные танками, снова пошли густыми цепями на наши укрепления. Наши бойцы хладнокровно дали фашистам подойти поближе и открыли ураганный огонь из винтовок, пулемётов, миномётов и орудий. В разгар атаки появились советские скоростные бомбардировщики, засыпавшие бомбами вражеские цепи. Когда «мертвоголовцы» дрогнули, красноармейцы бросились в штыковую контратаку и докончили разгром фашистской дивизии. Жалкие остатки спесивых «мертвоголовцев» германское командование пыталось вывезти на автомашинах в тыл, но артиллеристы части тов. Тишинского быстро нащупали убегавшую колонну и уничтожили много машин, переполненных фашистскими солдатами и офицерами. Так бесславно закончилась «психическая атака» отборной фашистской дивизии. По уточнённым данным, дивизия «Мёртвая голова» потеряла до 2.500 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Огнём нашей артиллерии и миномётов уничтожено 30 немецких лёгких танков и бронемашин, 80 мотоциклов, около 500 автоматов, 90 лёгких и тяжёлых пулемётов и 45 миномётов.»





Здесь могут сказать, что сводка это фактически пропаганда. Ну да. Ориентироваться только на сводки Совинформбюро, все равно, что учить историю по «Ди Дойче Вохеншау». У сводок и фильмов задача не информирование, а создание необходимого морального состояния солдат и населения. Но пропаганда не действует, если она хотя бы в минимальной мере не соответствует реальности. Какой-то бой был, но какой именно?
Из доклада штаба 237 дивизии в штаб армии о бое: «командир 691-го артполка Кузнецов доложил, что разведчики полка во главе с Корниенко захватили обер-лейтенанта, ефрейтора и важные документы. Изучение штабных документов, приказа командира дивизии СС „Мертвая голова“ показало, что дивизия до деревни Ванец будет следовать походным порядком в автомашинах. Остановочный пункт деревня Ванец будет последней, откуда полки этой дивизии развертываются для занятия боевого порядка, севернее деревни. Из документов явствовало, что дивизия будет следовать по территории, занятой 237-й стрелковой дивизией, следовательно, представляется возможность встретить ее колонны на марше, не дать ей развернуться и разгромить. В соответствии с этим решением и был построен боевой порядок полков, что давало возможность полностью уничтожить боевую технику: танки, бронемашины, автотранспорт и захватить артиллерийско-минометное и стрелковое оружие, а также документацию штабов. Перекрытие дороги в тылу двигающейся немецкой дивизии исключало возможность отступления или бегства солдат и офицеров. Таким образом, готовился „мешок“ без возможности выйти из него. Артиллерийские средства были рассредоточены вдоль дороги для уничтожения танков и бронемашин.
Бой, начавшийся в 12 часов 15.20, закончился примерно через час полным уничтожением фашистских солдат и офицеров, танков, бронемашин и другой техники. По подсчетам, на дороге, по которой следовала дивизия СС „Мертвая голова“, оказалось более тридцати подбитых танков, свыше двух десятков бронемашин, около двухсот автомашин, более 80 мотоциклов с колясками, свыше полсотни орудий, 45 минометов, 119 пулеметов. Сожжены и подорваны автомашины со снарядами, бензином, продовольствием. На дорогах лежали убитые, покалеченные фашистские солдаты и офицеры, которых насчитали тысячи. Среди убитых найден начальник штаба дивизии, но трупа командира дивизии не обнаружено. Командиры двух полков оказались в числе убитых»
Сообщение о разгроме дивизии наше армейское руководство встретило с недоверием. Командующий армией выразился просто: «Не врите! Одна дивизия не может уничтожить дивизию противника, да еще немецкую». И приказал убитых не хоронить до приезда специальной комиссии, которая прибыла к исходу дня. Приехала также комиссия из штаба Северо-Западного фронта для того, чтобы удостовериться в правильности сообщений о разгроме «Мертвой головы». Тех же, кого смущают танки в составе тогда еще моторизованной дивизии, не имевшей танкового полка, напомню, что танками наши считали и немецкие самоходки и, порой, разбитые артиллерийские тягачи. Тем не менее, иначе как разгромом дивизии этот бой назвать нельзя.
А вот что говорят рядовые участники событий:
Иван Алексеевич Таганов, 1917 г.р. в 1941 г. младший сержант, командир орудия 298-го отд ЗЕНАД:
«Эту „мертвую голову“ мы тогда крепко побили. Хорошо снарядов у нас еще хватало. Лупили их все — от „прощай родин“ до „шестидюймовок“ и наших зениток — всех тогда поставили на прямую наводку. А у них, видать, артиллерия поотстала развернуться сразу не смогла, ну и самолеты в помощь им прилетели только к шапочному разбору, а то бы плохо нам пришлось.
Неожиданно для них вся артиллерия дивизии открыла огонь. Пехоте работы мало было. Наши потери тогда составили десяток-полтора убитых и чуть больше раненых. Меня контузило близким разрывом, но в строю остался. А на поле боя осталось штук двадцать танков и самоходок, не одна сотня грузовиков, с десяток бронемашин, мотоциклы, лошади, пулеметы.
Больше двух тысяч только убитыми мертвые головы оставили, в том числе одного генерала. Это было настоящее избиение...»

Но вы все еще не верите советским источникам? Что ж, тогда дадим слово самому Манштейну:
«Более сносные условия местности, но и сильную укрепленную линию встретила дивизия СС „Тотенкопф“, наступавшая на Себеж. Но здесь сказалась слабость, присущая неизбежно войскам, командному составу которых не хватает основательной подготовки и опыта… Дивизия имела колоссальные потери, так как она и ее командиры должны были учиться в бою тому, чему полки сухопутной армии уже давно научились… В ходе боев я все время должен был оказывать помощь дивизии, но не мог предотвратить ее сильно возраставших потерь. После десяти дней боев три полка дивизии пришлось свести в два».
«Как бы храбро ни сражались всегда дивизии войск СС, каких бы прекрасных успехов они ни достигали, все же не подлежит никакому сомнению, что создание этих особых военных формирований было непростительной ошибкой. Отличное пополнение, которое могло бы в армии занять должности унтер-офицеров, в войсках СС так быстро выбывало из строя, что с этим никак нельзя было примириться. Пролитая ими кровь ни в коей мере не окупалась достигнутым и успехами»
Главная причина проигрыша Германией войны — немцы воевали хуже Красной Армии. Все остальные причины объясняют главную. Ну, вот те же морозы взять. Хорошо, к первой зиме немцы готовы не были. Планировали к ноябрю войну закончить. Но ко второй-то должны же были сообразить приготовиться? Но нет. Опять те же грабли. И третья зима такая же получилась. Чем, кроме как некомпетентностью германского генералитета, можно объяснить эти эпические зимние страдания солдат на передовой?
Ничем.
« Рассекреченные документы «Пакта...
Те самые учебники, по которым мы учились… »
  • +170

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Одна мёртвая голова ни чего не решила-бы. СССР всё равно бы выиграла эту войну. А если бы в своё время не пересажали и не обезглавили советский генералитет её возможно и не было-бы.
0
А какие планы согласно архивов были у генералитета пересаженного и обезглавленного? Они бы лучше боевой подготовкой занимались, а не заговорами! И.С. Конев:«Можно подумать они бы лучше нас воевали?»
-2
мутно, с 12 до 15-30 час сражения… поголовно пьяные… А кто еп Демянский котел держал??? 10-20 потерь РККА… Киселевщинаа тупарыликам…
0
Танковые батальоны, помимо самоходных артустановок Stug III, имелись в каждой пехотной и моторизированной дивизии — но в состав танковых войск они не входили!
+9
Толково изложено! Факты подтверждают то что и в первые дни ВОВ там где командиры были на на своём месте, где было твёрдое управление войсками там фрицы успеха не имели а если и продвигались вперёд то ценой больших потерь!
+3
Грамотно написано. Спасибо.
-22
  • avatar
  • adn82
Разгром каких либо немецких частей в июле 41 это полный бред. Красная армия деморализованная в это время стремительно отступала на восток с большими потерями и разгром мертвой головы — это нереально.Все знают что переломный момент начался после того как страны антанты стали снабжать СССР запчастями техникой и провиантом.
Комментарий удалён за нарушение
+8
«Ориентироваться только на сводки Совинформбюро, все равно, что учить историю по «Ди Дойче Вохеншау»» — это же какая либерастическая сволота может так писАть!!!
+14
пьяные они были или нет-суть дела не меняет.таких сражений даже в начале войны было множество.наши били сильно фашистов, уповая на штык, пулю и пушки.а вот враги в 80% случаев призывали на помощь авиацию.что солдат или пушкарь против самолета, ничто.поэтому и потери у нас были несоразмеримо выше.плюс у нас каждый второй бой заканчивался рукопашной.с винтовкой, а то и с саперной лопаткой на автомат-безрассудочная храбрость, приводящая к страшным потерям.тем не менее, из 140 погранзастав в первые дни войны ни одна не отошла без приказа, а многие уничтожили в 3-4 раза больше фашистов, чем наличный собственный состав.
Комментарий удалён за нарушение
+2
генерал-лейтенант петровский, командир «черного» корпуса считал, что дивизия «Викинг» по своей боеспособности превзошла все мыслимые пределы. А этот эпизод- ну просто все что могло- пушки и авиация, разгромленная в первые дни войны, да еще и немцы пьяные. Переоценили себя видимо…