Как жилось пленным немцам в советских лагерях?

«Ни один русский не обращался со мной с такой жестокостью, как свои же немцы. Хуже всего вёл себя один ефрейтор, служивший в нашем лагере конвоиром». Далее пленённый в Сталинграде солдат вермахта вспоминает — в лагерную охрану пошли около двухсот саксонцев, которым выдали деревянные палки.


Когда не видели советские часовые, они без причины постоянно избивали своих соотечественников.
В основном над бывшими сослуживцами измывались участники «исправительных частей 500» — штрафных батальонов вермахта, зачастую набранных из бывших уголовников. 2 февраля 1943 года в Сталинграде РККА взяла в плен 91 000 немецких солдат и офицеров. Как известно, нацисты крайне жестоко обращались с военнопленными из СССР. Благодаря запискам служащих вермахта обозревателю «АиФ» удалось узнать — за колючей проволокой немцы зачастую относились и друг к другу, словно хищники в зоопарке.

Пленные немецкие солдаты и офицеры.
Союзники отнимали баландуПо свидетельствам очевидцев, немецкие солдаты изначально считали пленных остальных национальностей из числа союзников Германии (итальянцев, румын, хорватов, венгров, словаков) за «второй сорт». Ими пытались помыкать, за ослушание наваливались «гуртом» и били, отнимали еду, выламывали золотые зубы, служившие лагерной «валютой»: ценности затем обменивались на тушёнку, водку и сигареты. Это привело к обратному результату — в лагере Бекетовка румыны и хорваты, объяснив советской администрации, что «гитлеровцам доверять нельзя», заняли все «хлебные» должности на кухне. Как рассказывал позже пленный немецкий лётчик Шмайдер, румыны группами нападали на разносчиков еды, избивая людей и отбирая баланду: иногда в контейнерах содержался обед для целого барака. Голодные немцы были вынуждены создать «отряды самообороны», чтобы охранять свой суп и хлеб.
«Затем последовало новое потрясение, — сокрушается Шмайдер. — Наши австрийские товарищи внезапно перестали быть немцами. Они стали гордо называть себя «аустрицы». В ответ пленные из Германии отчаянно ругались с австрийцами, напоминая им, что Адольф Гитлер вообще-то родился в Австрии.

Закормленные маслом генералы

В книге британского историка Энтони Бивора «Сталинград» приведены куда более ужасающие случаи. Один унтер-офицер вермахта упал в выгребную яму — он утонул в нечистотах, и никто из пленных соратников не помог ему выбраться. Упоминается инцидент с неким немецким графом, владельцем поместий, страдавшим в плену от недоедания. О нём позаботился солдат из госпиталя, оказавшийся земляком аристократа: «Я из соседней деревни, много раз видел, как ты едешь мимо на своём красном «мерседесе». Ты голоден? Я могу тебе помочь». Он приносил графу объедки и тем самым помог ему выжить.
Между тем даже в плену сохранялись различия в званиях между нацистскими солдатами и офицерами, содержание в неволе не сделало их равными. Весной 1943-го генералы и полковники армии фельдмаршала Паулюса уехали в специальный лагерь под Москвой в комфортабельных пассажирских вагонах, а лейтенантов и фельдфебелей при транспортировке в Узбекистан набивали в «теплушки» на общих основаниях. Немецкие генералы (в отличие от советских генералов в гитлеровских концлагерях) имели специальный паёк — мясные консервы, масло, сахар.
… Именно поэтому красноармейцы в Сталинграде были поражены внешним видом сдавшихся немецких солдат — это были тощие, заросшие бородами люди, шатавшиеся от голода, со следами обморожений, все во вшах. Но высшие офицеры и генералы рейха оказались весьма упитаны, чисто выбриты, пахли одеколоном — пока низшие армейские чины в Сталинграде в полубезумии грызли мёрзлые трупы лошадей, начальство неплохо питалось и получало горячую воду в нужных количествах. После войны назад в Германию вернулись только 6 000 человек. Треть пленных скончалась уже к концу весны — они находились в последней стадии истощения, у множества людей от обморожений началась гангрена. Всего умерло 95% солдат, 55% младших офицеров и только 5% высших чинов армии Фридриха Паулюса — генералы и полковники кушали очень хорошо, получали лечение от советских врачей: и им, по сути, было плевать на условия своих подчинённых. Никто из офицеров не делился своим пайком с простыми солдатами.


Немецкие генералы, попавшие в плен после разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Людоедам грозили оружием

Попав в плен в Сталинграде, многие немецкие военные слепо верили, что их скоро освободят — дескать, Советский Союз не сможет выиграть войну против «великой Германии». У некоторых даже наблюдались слуховые галлюцинации — они якобы слышали канонаду приближающейся линии фронта и уверяли остальных, что освобождение близко. Немцы жаловались лагерному начальству на постоянный голод, отсутствие нужных жиров и витаминов: забыв, что они пришли сюда с оружием, а советские военнопленные в Германии выкапывают из земли коренья, умирая сотнями тысяч.
В книге Бивора есть анонимные свидетельства — якобы отдельные румынские и немецкие солдаты дошли до… каннибализма, поскольку им хотелось мяса. В мемуарах первого секретаря Сталинградского обкома Алексея Чуянова этот факт подтверждается: «Пришлось пригрозить пленным оружием, чтобы прекратить такое варварство». Стоит также упомянуть, что зимой 1942-43 гг. в Сталинграде умерло 15 000 советских военнопленных, захваченных армией Паулюса: едва немецкая группировка попала в «котёл», наших людей перестали кормить, не давая даже крошки хлеба. Выжили единицы.

Бассейн и гречневая каша

Практически все сталинградские пленные в мемуарах после войны сокрушались насчёт «жутких условий содержания» и «каторжного труда». В то же время проскальзывает информация — в городе Кызыл-Кия Киргизской ССР в лагере для немцев было неплохое медицинское обслуживание и даже бассейн (!), где нацисты купались после работы. Заключённым-немцам давали гречневую кашу и рыбный суп, но они всё равно горевали — им не нравилась еда: хотя советские офицеры в концлагере Маутхаузен почитали за счастье есть гнилую брюкву. Был инцидент, когда трое солдат вермахта в Узбекистане попытались сбежать: их схватили, но оставили в живых. В немецких лагерях за попытку побега всегда вешали. Летом 1943-го немцам, участвовавшим в строительстве новых домов в Сталинграде, разрешили выходить (!) за территорию лагеря и собирать в поле лекарственные травы — пленные (как и уцелевшие жители города) страдали от цинги.

Обворовывали больных

Врач 44-й пехотной дивизии вермахта Дибольд в своих записях отмечал — советский комендант одного из госпиталей для военнопленных в Сталинграде делился с немецкими докторами папиросами и хлебом. Зато сами «истинные арийцы» в больницах грабили своих же товарищей, шаря по карманам лежащих в горячке больных. В основном забирали наручные часы или обручальное кольцо — это обменивали на пару пачек махорки. Приводится случай умершего от тифа переводчика-нациста, у коего после смерти нашли в кармане мешочек с кольцами: такая же судьба постигла сотни немецких мародёров — обирая других пленных, они заразились болезнью, переносимой вшами.
Но самый настоящий моральный упадок среди военнослужащих армии Фридриха Паулюса произошёл, когда сражения наконец-то переместились на территорию Германии. 9 мая 1945 года генерал-полковник вермахта Карл Штрекер (он сдался в плен, находясь «северном котле» Сталинграда) горестно записал в своём дневнике — «я и мои товарищи невыносимо страдаем, слушая победные русские заявления и песни пьяных советских солдат». Кажется, любые комментарии здесь излишни.
« Патентная война между Польшей и СССР за бренд...
Редкие фотографии советских рок-звезд в молодости »
  • +132

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
фашист, он и в концлагере -фашист. остальные — быдло, рабы… У него порода такая…
+4
А вот интересно, что бы сказал «мальчег Коля с Уренгоя»? Эхххх… Европка…
+12
Читаю, отдельные комментарии, и удивляюсь тем «комментаторам», которые высказываются так или иначе о необходимости сочувствия пленным нацистам, находившимся в наших лагерях. Вы о ком, и о чем? Нелюди, которые убивали наших солдат и мирное население? Они пришли к нам с мечом и огнем, и ПОЛУЧИЛИ СВОЕ! Жалеть кого? Моя бабуля рассказывала, как в 1941-гнали наших военнопленных, травили собаками, били прикладами раненных, добивали упавших, и стреляли по женщинам, которые нашим солдатам бросали хлеб, когда те в пыли брели под конвоем, в 1942году в оккупации, немецкий офицер убил ее соседку, молодую женщину лишь за то, что видите ли этой нацисткой сволочи еда пришлась не по вкусу, которую он отобрал у нее и ее детей. Живьём закопали молодую мать с семимесячный ребенком. На глазах 16-летней девочки убили по очереди всех ее родных, а после и ее за связь с подпольщиками… Повторяю вопрос: о ком, и о чем вы -«комментаторы»? Да, их нации немецкой, и тысячи лет не хватит, чтобы искупить свои грехи перед народами, которым они принесли столько горя… А после войны, в 1945, когда их погнали восстанавливать нашу страну разрушенную, «плакались» местному населению, и просили хлеб у тех, кого ещё 4 года назад считали «недочеловеками».Да, и сейчас остались в живых те, кто тогда топтал нашу землю, ещё и льготами их окружили, там в Германии. И потомки, такие, как дочь Отто Скорцени гордятся своим папашками, и ничего в их скотской жизни не видят предосудительного. Повторюсь: ПОЛУЧИЛИ СВОЕ! Нюрнберг, все расставил по своим местам.
+4
Ну, я еще очень надеюсь, что мы увидим еще и новые Нюренберги в Кишиневе (Снегур), Тбилиси (М. Курашвили), Киеве (В.В. Крутов)
+2
в Москве…
+2
И в Москве — тоже. Только обвинения — другие!
+4
Так это манкурты без мозгов, знаний и памяти!
+3
Жили, лучше чем на фронте, и даже многие советские граждане: СССР четко соблюдал не ратифицированные им Женевские протоколы об обращении с военнопленными. В отличие от «рейха», их ратифицировавшие и «демонстрировавшего» МКК «безукоризненное следование» нормам международного права!
0
надо было загнать сюда все способное население германии… устранять лет 10 все что мрази тут натворили… а германию стереть с земли предварительно вывезя вообще все до последнего гвоздя…
+1
Юношеский максимализм — это болезнь! Но, по счастью, с возрастом она проходит!
+2
ты удивлен будешь… но это не юношеский максимализм а окончательная уверенность 54 летнего офицера запаса мин обороны… ибо потери ссср и германии не сопоставимы по масштабам как оно выяснилось за последнее время… так что не надо тут соплей и намеков на человеколюбие и терпимость и прощение всех кого ни попадя… я им лично ту войну не простил.
0
Вот именно такие максималисты и шли под приговоры военных трибуналов Группы Советских оккупационных войск за мародерство и иные преступления!
+1
ну да тебе то лучше знать… как оно было и кто куда за что шел…
0
и почему бы и нет?
0
А как нашим было… что с ними делали!? Лучше об этом написали бы…
+3
В наших лагерях немецких военнопленных много, конечно, погибло, и условия были тяжелые, но сравнения, конечно, никакого быть не может.
+7
В наших лагерях точно было лучше, чем в немецких. А вод по поводу того, что всегда вешали беглецов неправда. Мой преподаватель Юрий Иванович прошёл всю войну и трижды бежал из лагерей для пленных, два раза его возвращали в другие лагеря, последний из Германии до дома через Европу с тележкой в руках как рабочий пробирался, помогло хорошее знание немецкого языка и находчивость. Когда добрался к нашим долго выясняли как попал в плен, потом отправили в части и опять на фронт. По поводу людоедства встречались случаи как среди наших так и среди немцев, жить охота всем. Вот например под Киевом в кольцо был взят гарнизон где были доты, под Кругликами так наши держались до последнего больше трех месяцев, от безысходности и отсутствия продуктов ели умерших товарищей. Погибли все. После победы именно потому, что жрали друг друга им и не дали героев, хотя воевать в тылу без продуктов и еды это уже подвиг.
+2
Страшно. Верю Вам.
+3
для войны главное дисциплина и немцы поддерживали дисциплину до конца и сейчас все кто думает что немцы уже ничего не могут то глубоко ошибаются так как немцы очень хорошо работают и это значит что у них есть дисциплина и если им прикажут убить всех турков арабов и евреев они их убьют без проблем.
-7
Ничем поведение нацистов в советских концлагерях не отличалось от поведения советских заключённых в советских же лагерях-те же группировки, вражда, борьба за жизнь.Чем дальше мы от того проклятого времени, тем больше легенд, меньше информации.Может быть, в будущем (через сто лет)появится писатель масштаба Льва Толстого, и напишет новую «Войну и мир».К сожалению, участники Второй мировой войны, за небольшими исключениями, ничего реально правдивого, не предвзятого о той войне не написали
+1
Отчего же? И — написали, и сняли! И «Хронику пикирующего бомбардировщика», и «На войне как на войне», и «В бой идут одни „старики“…
+7
Мы, дети, дразнили пленных немцев и всячески к ним приставали. Взрослые были гораздо гуманнее.Немца работали на лесной бирже- вытаскивали баграми лес из воды.Более или менее они свободно ходили по дворам, чинили, паяли, пилили дрова.Их подкармливали.Когда их освободили и они вернулись в Германию, их тяжелую работу на лесной бирже выполняли наши женщины. Ведь большинство мужчин с войны не вернулись.
-8
В шестидесятые судьба свела меня с бывшим польским комсомольцем жившем на отошедшей к СССР в сентябре 39 года территории. Сложная у него была судьба. Во время войны он стал лейтенантом Красной Армии и попал в плен в 44 году. После освобождения из плена и окончания войны попал в советские концлагеря, где и отбывал до 53 года. Рассказывая о своих «приключениях» выразился так: — «Немцы, гестаповцы — дети в сравнении с работниками НКВД. Вот те пытали и избивали куда изощреннее, я всех их на себе попробовал, могу сравнивать.»
+12
Милейший, значит, дневниковые записи Тани Савичевой и надписи защитников на стенах Брестской крепости тоже не имеют "… ничего реально правдивого, не предвзятого...."?