Итервью тётки Солженицына Ирины Щербак немецкому журналу «Штерн»

В 1970 году немецкий журнал «Штерн» взял интервью у Ирины Щербак, тётки писателя Александра Солженицына. Она рассказала, что до Революции его дед был крупным землевладельцем, а дядя – богатым прожигателем жизни, путешествовавшим по Европе и коллекционировавшим дорогие автомобили.
О самом писателе Солженицыне тётка с горечью отзывалась, что и он живёт «как буржуй».


Удивительное дело, но даже КГБ ничего не знало о предках писателя, нобелевского лауреата Александра Солженицына. Оказалось, что архив в Кисловодске, в котором содержались сведения о его родителях, сгорел в 1918 году. Позднее биографии предков записывались с их слов. Пытаясь выстроить контригру против писателя, чекисты в конце 1960-х начали расследование о его предках. Выяснили, что дед был крупным землевладельцем, имевшим 2000 десятин земли (2100 га), несколько предприятий и десятки наёмных работников. Но дальше материальных свидетельств расследование КГБ не пошло. Неожиданную помощь им оказали немецкие журналисты, проведшие собственное расследование о предках Солженицына и отыскавшие его тётку.
Перевод этой статью приведён в книге «Кремлёвский самосуд (Сборник документов КГБ и партийных органов о писателе Солженицыне)», вышедший в 1994 году.
«Товарищу Л.И.Брежневу направляется перевод публикации в журнале «Штерн» в отношении Солженицына. Председатель Комитета госбезопасности Андропов. Приложение — журнал «Штерн» №48 от 21.11. Перевод с немецкого.
ХАМСКАЯ СЕМЬЯ — так отзывается о своих родственниках, в прошлом крупных землевладельцах, Ирина — тётка лауреата Нобелевской премии Солженицына. В своей новой книге, из-за которой спорят западные издательства, он описал экзотическую жизнь своих родных в канун Первой мировой войны. Тёте Ирине в книге также отведено место. «Штерн» разыскал эту 82-летнюю женщину в Южной России.
«Россией должны править дураки. Россия иначе не может». Эту горькую истину советский Александр Солженицын вкладывает в уста офицера русского Генерального штаба — умной и симпатичной, хотя и второстепенной фигуры, появляющейся на странице 740 его нового романа. Все действующие лица, выведенные в романе Солженицына под собственными именами, давно умерли. Все, кроме одного человека. Её зовут Ирина. Она представлена в самом начале романа как привлекательная, молодая и очень богатая женщина. Она замужем за Романом — постоянно одетым по английской моде землевладельцем.


Корреспондент «Штерна» Дитер Штейнер выяснил, что её зовут Ирина Ивановна Щербак и она является тёткой Александра Солженицына, невесткой его матери, умершей в 1944 году от туберкулеза. Ирине Щербак сейчас 82 года. Она живёт в Георгиевске, небольшом местечке вблизи Кисловодска. Там и посетил её недавно Дитер Штейнер. Вот как он описывает её:
«Старая, сгорбленная и почти ослепшая, но всё ещё энергичная женщина с живым умом ютится в пристройке старого крестьянского дома. Её комната 2x3 метра. Глиняный пол, покосившиеся, крашенные известью стены. Она сидит на железной кровати, над которой висит икона под стеклом и деревянный крест. Под кроватью спит её собака Дружок — дряхлая лохматая дворняга. Четверть комнаты занимает кирпичная печь, на которой стоит горшок, две металлические тарелки и мешочек муки. Я сажусь на скрипящий табурет.
«Вот видите, как я теперь живу, — говорит Ирина. — Это после 53 лет жизни при комиссарах! От государства я получаю в месяц 10 рублей да от Сани (Александра Солженицына) 15 рублей. Я ведь единственная осталась в живых из всех его родственников».
До сих пор история семьи Солженицыных была малоизвестна. Что можно найти в архивах? «Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске на Северном Кавказе в семье учителя». Правда, уже из этого можно сделать вывод о его мелкобуржуазном происхождении. Ирина Щербак знает историю этой семьи значительно полнее. Отец Солженицына Исай был сыном крупного землевладельца. После его женитьбы в 1917 году «деньги прилипли к деньгам»: он женился на Таисии, дочери крупного землевладельца Захара Щербака.
Мать Солженицына выросла в доме, обставленном как дворец. Её брат Роман также сделал хорошую партию. Его жена Ирина, которая сегодня живёт в нужде, унаследовала от отца миллионное состояние. Она была самая богатая из семьи, а поскольку все свои деньги она передала мужу, тот жил как феодал. С грустью вспоминает Ирина о временах перед Первой мировой войной, когда она вместе с мужем совершила большое путешествие за границу. В Штутгарте они посетили завод Даймлера и купили сигарообразную спортивную автомашину. На ней Роман собирался принять участие в автогонках Москва — Санкт-Петербург. У него уже был один автомобиль – «Роллс-ройс». Во всей России тогда было лишь девять таких машин. Когда началась война, главнокомандующий великий князь Николай Николаевич реквизировал эту роскошную машину для себя.
Вернувшись в 1956 году из ссылки, Солженицын посетил свою тётку Ирину в Георгиевском и сутками сидел с ней, расспрашивая об истории семьи. Частично её рассказы вошли в книгу «Август 1914». Вот как описывает он дядю Романа:
Ему особенно нравилось путешествовать. Ошеломить Европу русской разухабистостью и своеобразием. В Лувре, в круглом пурпурном зале, где находится Венера Милосская и нет ни одного стула, он мог широким жестом протянуть смотрителю десятифранковую бумажку со словами: «Дайте стул». И пока Ирина осматривала экспонаты, он, сунув в рот папиросу, играл зажигалкой. В следующем зале то же самое: «Стул. Сюда, сюда».


Роман и Ирина жили в доме деда Солженицына, которого писатель назвал в своей книге не Щербак, а Томчак. Таисия была в это время на третьем месяце беременности. Александр Солженицын родился в доме своей тётки Ирины. Имущество семьи было конфисковано красными. Таисия устроилась работать стенографисткой в ростовской милиции. Александр оставался пока у тёти Ирины. Дядя Роман работал шофёром автобуса. После его смерти в 1944 году Ирина осталась без средств к существованию. Семнадцать дней спустя Таисия умерла от туберкулеза. Ирина похоронила её в могиле мужа, так как не могла собрать денег на похороны.
В это время офицер Александр Солженицын воевал на фронте. Он изучил в Ростове математику и физику, отлично сдав экзамены. Во время войны он женился на Наташе — дочери еврейского торговца. Когда в 1953 году он вышел из заключения, его жена не поехала с ним в ссылку. Ирина Щербак вспоминает по этому поводу:
«В 1956 году вернулся Саня. Он поехал к своей жене в Ростов. Она жила с другим. Саня был очень подавлен этим. Он осел в Рязани. После того, как он получил там приличное место учителя математики, Наташа решила вернуться к нему. Саня приехал ко мне посоветоваться. Я прямо сказала, что уважаю лишь тех жён, которые готовы поехать за своим мужем даже в ссылку. Все другие для меня — просто содержанки. Однако Наташа была упряма, обвела Саню вокруг пальца и переехала к нему. Да ещё привезла с собой мать и сестру. Так и жил Саня с этими тремя женщинами, пока не бросил их в прошлом году и не сошёлся с другой, молодой женщиной».
Не без горечи вспоминает Ирина Щербак последнюю встречу со своим знаменитым племянником. Это было в 1970 году. Солженицын пригласил свою тетю в Рязань и прислал ей денег на дорогу. «Когда я сошла с поезда, — рассказывает старая женщина, — я вдруг увидела, что Саня и Наташа прячутся в здании вокзала. Я бедно выглядела в своей старой одежде, и они стыдились меня. Если бы у меня были деньги, я бы немедленно вернулась домой. Но у меня было всего 20 копеек».

Ирина Щербак не подтвердила слухи о том, что писатель, исключённый в 1969 году из Союза писателей и не напечатавший с тех пор ни строчки, живет в большой бедности. «Они живут как буржуи, — рассказывает она (на Западе Солженицын, благодаря своим книгам, стал мультимиллионером): — Они часто ездят в Москву в театр или на концерт».
Ирина намеревалась прожить в Рязани три месяца. А уехала через 17 дней. В своём последнем письме она писала знаменитому племяннику: «Саня, ты нехорошо обращаешься со мной. А я до сих пор всё ещё вижу в тебе маленького мальчика, которого так часто носила на руках».
« Классика советской довоенной фотографии. Часть 5
Необычный советский зеркальный фотоаппарат... »
  • +86

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+6
Почему-то только сейчас всплывают «факты», которые и подтвердить и опровергнуть некому!
+13
Слава Богу, нашлась хоть одна реальная родственница. А то ведь этот фантаст всего себя сочинил, даже фамилию и отчество свои переврал. Романы, написанные на «достоверном материале» типа «рыжий мужик на базаре рассказывал», никакой исторической критики не выдерживают. То-то америкосы его раскручивали!
+2
Что именно у Солженицына не соответствует исторической ИСТИНЕ (которая, видимо, известна только вам, и в которую можно только ВЕРИТЬ )?
0
А вообще читал эти романы, гнида сталинская. Лишбо опорочить человека. Так, Хрущёв издевался над Пастенаком, не строчки не читая его произведений.В ГУЛАГ бы вас всех.
0
Если бы Хрущев и прочитал Пастернака, то все равно ничего не понял бы. Пастернака из «осуждающих » не читал НИКТО, осуждали же его не за произведение, а за то, что он свой роман позволил издать за рубежом. Это замечательно характеризует хомо советикуса — заграница всегда враг! Ни о какой идеологии не могло быть и речи, ибо Пастернак передал свой роман для публикации в весьма левое издательство. Но то, что он это сделал мимо главлита (цензуры) — вот в чем было главное преступление! Это взбесила «инженеров человеческих душ» — как так, они как лохи ходят на поклон трепеща, а он — мимо! Что он себе вообразил, что он не такой как все ???!!! Вот он главный грех для советикуса — быть не как все!!!
-2
Может быть вспомните в «Архипелаг ГУЛАГ» фотографию Воркутинского барака? Так вот я в нем жил до 56 года. В школу бегал через полгорода в четвертую смену по темноте. А в 56 нас переселили в те дома, которые строили многочисленные Иваны Денисовичи. И колонны зеков под конвоем автоматчиков с собаками отлично помню. И отец, статья 58-10, 36-43 год лагерей, много чего рассказывал про лагеря тех лет. В основном так и было, как пишут Солженицын, Волков, Гинзбург и другие
+7
  • avatar
  • wef
Томаш Ржезач в своей книге «Спираль лжи Солженицына» проводит расследование жизни этого фантаста. Так же очень хорошие факты рассказывает Владимир Бушин. Учитываю все это, Солженицын в принципе не мог знать, как было на самом деле в этих самых ГУЛАГах.
-1
Вы, как и многие тут, попались на том, что не читали Архипелаг. Солженицын там ни раз и не два указывает на источники своих данных, а не изображает себя свидетелем ВСЕГО. Что же касается Ржезача, то это предатель чешского и словацкого народов, это участник «пражской весны», который эмигрировал после ее разгрома, но столкнувшись за границей с материальными трудностями стал агентом чехословацких спецслужб и написал по их заказу означенное «исследование», видимо, по просьбе их советских коллег. Какой он «спец» в вопросах ГУЛАГа легко себе представить. Вероятнее всего, просто было использовано имя иностранца. Что же касается Бушина, то это просто фанатичный сталинист, которому хоть кол на голове теши. Как вам.
0
пробовал читать
+1
ВЫ правы самый настоящий маразм от соЛЖЕницына.
0
Ну и в чем именно маразм? Предполагаю ответ: У НАС этого быть не может!!! У нас только цветочки и пионерки в красных галстуках.
0
И лагеря только пионерские.
0
Тоже пробовал читать, даже заставлял себя, пытаясь понять, чем же так велик Солженицын. Рассказы-да, можно читать, «Гулаг»-уже тяжело. А все его последующие «романы»-читать невозможно. Бедных старшеклассников в российских школах заставляли его «творчество» изучать… А его «триумфальное возвращение» в Россию-фарс, как и попытки её «обустроить».Сейчас его мало кто вспоминает, и вряд ли кто читает.
0
Ах, вам Архипелаг читать тяжело? Думали, наверное, что это как Дарья Донцова, а тут, вдруг, тяжело…
0
Зря Вы Донцову и Солженицына противопоставили. Читается, может быть, с разной степенью сложности, да вот задача-одна: производить одурачивание, оглупление российского народа. С помощью разных жанров, но одинаково низкопробной литературой.
0
Солженицын не одурачивал, а рискуя жизнью просвещал русский народ, впрочем так же как и другие народы и не только народы СССР, ибо «полезных идиотов» за границей в то время хватало, впрочем как и сейчас. Ваши же оценки — сугубо личные и субъективные. Совдействительность Солженицына не укладывается в вашу лучезарную модель? Вам же хуже — когда за вами придут продолжатели дел Дзержинского — Андропова, вспомните, но будет поздно. Желаю вам приятных сновидений!
0
Если придут-значит, возможно, будет за что. Помните в фильме «Берегись автомобиля: „Тебе посодют, а ты не воруй!“ (грамматика и редакция взята из фильма). А ещё есть отличные русские пословицы (привожу их, правда, не будучи этническим русским): »Нет дыма без огня", «Знает кошка чьё мясо съела».
0
Что, уже сухари насушили? — это правильно, это по советски. Я бы на вашем месте заранее на себя донос написал, что вы роете подкоп под Кремль. Вам поверят — срок обеспечен и уже беспокоиться, то ли посодЮт, то ли нет, будет не надо.
0
Извините, если моё предыдущее высказывание было не очень доходчивым. Написанное «Нет дыма без огня», «Знает кошка чьё мясо съела» имело отношение к тем, кто УЖЕ отсидел за дело и корчит из себя невинного. Есть ещё, правда, одна поговорка: «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся!» Но специально напрашиваться не будем. Я умею находить интересное в разных системах Может, это один из элементов истинного благополучия?
0
А цель вашей жизни — благополучие? Ну, тогда вы нашли бы себя и в 3 Рейхе, были бы счастливы, заселяясь в отличную государственную квартиру, которая стала государственной, после того, как ее хозяев отправили в концлагерь. Квартирка хороша, а, главное, все по закону, не так ли?
0
У Вас есть ещё какое-то понятие о благополучии, кроме как в виде квартиры и джипа? Вы можете отличить этюд №3 Шопена от третьей части «Лунной сонаты» Бетховена (для Вас, вероятно, явилось откровением, что «Лунная соната» состоит из трёх частей?)? О таком благополучии не задумывались?
0
Нет, это не благополучие. Это элементарная культура. Огромное число людей поистине культурных было уничтожено вашей советской властью или было ею лишено всякого достояния — вряд ли их можно назвать благополучными. А число частей в в музыкальной форме соната может быть разным. Есть и одночастные. У одного замечательного композитора они только одночастные. Вот и выясняйте кого я имею в виду.
0
Уничтоженные поистине «культурные» люди были весьма разные. Многие из них простых людей «в упор не видели». У нас в Москве на Б.Переяславке в тридцатые был дом «бывших». Никаким благородством они не отличались. О многих их поступках рассказывать противно. А одночастные музыкальные произведения писали многие замечательные композиторы: Лист, Шопен, Чайковский. Последние двое, правда, на сонатах не «специализировались».
+5
Никогда не нравились его книги. Ни стиль, ни содержание. Ну, а правда ли сказанное в интервью — сложно сказать. Поверить — можно.
-2
жидовская мразь…
+2
Это ты про Кремлядей и Единороссов?
0
Это он представился.
+11
Мерзкая личность, даже от одного вида противно! Распространяться о его «Гулаге» не буду, одно только слово — СО-ЛЖЕ-ницын!
0
Еще один НЕЧИТАЛНОСУЖДАЮ.
-7
Иди у путинцев отлизывай дальше
0
А он здесь прямо на сайте отрабатывает, как видите.