Исаак Магитон - человек, видевший таланты

От автора: «Исаак Магитон — так звали человека, открывшего для страны Юрия Никулина, Федора Черенкова, песню Пугачевой «До свиданья, лето» и сделавшего несколько хороших фильмов.»
Исаак Магитон на карнавале на фестивале «КРОК»
Вы о нем слышали?
Я тоже не слышал, хотя это именно он круто изменил мою судьбу.
Его фильм «Свистать всех наверх!» я в детстве смотрел, наверное, раз десять, и песня «Море, ты слышишь, море? Твоим матросом хочу я стать» проковыряла мою душу до каких-то самых глубинных слоев. Не будь его — я бы, наверное, не поехал после школы во Владик поступать в мореходку, и вся моя жизнь пошла бы по-другому.

Кадр из фильма «Свистать всех наверх!
»Он не знаменитый режиссер, не выдающийся.
Снял всего шесть фильмов, пять из них — детские. Сделал много сюжетов для «Фитиля» и «Ералаша», но кто тамошних режиссеров помнит… Написал две книги — «Кинопроба» и«Снился мне сад», да получил два невыдающихся звания — «заслуженный деятель искусств России» и «заслуженный работник культуры автономной республики Крым».
Вот, пожалуй, и все регалии за 87 лет жизни. Негусто.
Исаак Семенович Магитон родился в 1923 году в Симферополе, вырос в Москве. В 1937-м арестовали и расстреляли отца, через полгода забрали мать, 14-летний подросток остался с двумя младшими сестрёнками и 80-летней бабкой.
Подрабатывал где мог, кормил семью, потом, когда все немного выправилось, поступил на географический факультет МГУ.
В 1943 ушел оттуда на фронт.
Служил в танковой разведке, о войне никогда и никому не рассказывал.
Демобилизовался в 1947-м и как был — в военной форме — отправился поступать во ВГИК. Завалился на экзамене, год проработал, попробовал второй раз — опять провалился, но знаменитый Сергей Герасимов почему-то взял его к себе на режиссерский курс. Как вспоминал сам Исаак Семенович, их актерско-режиссерская группа была очень сильной: из режиссеров – Лев Кулиджанов, Василий Ордынский, актеры – Алла Ларионова, Николай Рыбников, Нина Гребешкова…

Николай Рыбников в фильме «Весна на Заречной улице»
Однако, проучившись с ними два с половиной года, Магитон переводится на заочный: надо было кормить семью. Но страсть к кино по-прежнему грызла его, поэтому устроился он на киностудию имени Горького вторым режиссёром. Он работал у Марка Донского на фильме «Мать», у Владимира Петрова на «Петре Первом», да много фильмов было — «Фома Гордеев», «Леон Гаррос ищет друга», «Когда деревья были большими», «Синяя тетрадь».
В качестве второго режиссера прославился своим феноменальным «нюхом» на хороших актеров
Именно он привел на фильм «Мать» к Марку Донскому актера киевского театра Русской драмы Олега Борисова – это была его первая роль. А в фильме «Когда деревья были большие» на главную роль был уже утвержден Василий Меркурьев, когда Магитон вдруг принялся убеждать Льва Кулиджанова посмотреть на молодого клоуна из цирка на Цветном. Так Юрий Никулин получил свою первую главную роль в кино. А с Магитоном они потом дружили всю жизнь.

Юрий Никулин в дебютном фильме И. Магитона «Фантазеры»
Свой феноменальный нюх на таланты Исаак Семенович, кстати, подтвердил и снимая самостоятельно. Как вспоминал в интервью один именитый спортсмен, в фильме «Ни слова о футболе» был эпизод, где в матче двух детских команд забивается победный красавец-гол, сложнейшим ударом — «ножницами», в падении, через себя… Возник вопрос: где найти паренька, способного это сделать?
Из приведенных ему юных футбольных талантов режиссер Магитон выбрал… школьника Федю Черенкова.

Фёдор Черенков в фильме «Ни слова о футболе»
Впрочем, до этого было еще далеко. После института Магитон долго работал в «Фитиле», снял там более пятидесяти сюжетов и всегда ставил эту работу очень высоко: «Короткий жанр – трудный жанр. Носом о стенку я ударялся не раз: ведь в маленьком фильме надо было сказать что-то серьезное, но не назидательно и интересно». А когда в 1975 году появился «Ералаш», режиссер переключился на него — и там нашел себя. По отзывам коллег, с детьми он работал виртуозно, хотя всегда признавался, что это, пожалуй, самое трудное в профессии.
Но и результат того стоил: снятые им сюжеты, вроде «Серега, выходи!» или «Пахтакор – чемпион!» помнят до сих пор.

Кадр из «Серега, выходи!» в киножурнале «Ералаш»
Полнометражных фильмов он сделал всего шесть: «Фантазеры», «Свистать всех наверх!», «Ни слова о футболе», «Центровой из поднебесья», «Весенняя олимпиада, или начальник хора» и «Пять похищенных монахов».
Они не пользовались бешеным успехом, но почему-то западали в душу, как у меня с той песней про море. О музыке в его фильмах, кстати, отдельный разговор: песни Зацепина из «Центрового из поднебесья» в исполнении Аллы Пугачевой, Олега Анофриева, Роберта Мушкамбаряна, Александра Барыкина стали классикой. Помните «До свидания, лето» или «Любовь одна виновата»?

Песня «Любовь одна виновата» в фильме «Центровой из поднебесья»
Он был одним из последних настоящих детских режиссеров
Умеющих снимать детские фильмы без натужности и сюсюканья, имевших талант и понимавших, где грань. В очень непростые в материальном плане 90-е годы он ушел из «Ералаша», открыто заявив, что "«Ералаш» превратился в помойку, где неталантливо пересказывают старые пошлые анекдоты".
Эта резкость дорого ему стоила: его последний фильм «Пять похищенных монахов», снятый в объединении «Ералаш», просто исчез. Он не выходил в широкий прокат, никогда не показывался по телевидению, даже на видеокассетах и DVD не выпускался. Все считали его пропавшим, но несколько лет назад его не менее таинственным образом кто-то выложил на торренты. Кстати, свой «нюх на таланты» режиссер не утратил и в последнем фильме. На роль Васи Куролесова он взял никому не известного студента ГИТИСа Александра Демидова (сегодня — известного актёра и участника «Квартета И»), для которого эта роль стала первой в кинокарьере.

От
После 1991 года Магитон, как и многие его коллеги, фильмов уже не снимал, не сумев вписаться в новые времена.
Но каждый год летом ездил на фестиваль детского кино в «Артек», а осенью — на международный фестиваль анимации «Крок». Вернее, ездил, пока в августе 2009 года ему не поставили кардиостимулятор и не запретили нагрузки.
В декабре он умер.
И знавшие его режиссеры и аниматоры, выросшие мальчишки-девчонки, для которых он когда-то снимал, писали в соцсетях что-нибудь вроде:
Его любили все и любя подтрунивали. Он был талисманом фестиваля КРОК. Он был талантливым, весёлым и добрым человеком с грустными глазами…
Он умел веселиться. Как-то мы сидели на палубе, душевно разговаривали, выпивали и горланили песни до шести утра. Нам было хорошо. А в восемь утра он постучался в мою каюту и приказал идти на завтрак. Он был вдвое старше меня и вдвое выносливей. Он был железный старик. Бывший офицер, фронтовик, разведчик…
Большой человек маленького роста… Ему было 86 лет, но он всё время работал, куда-то торопился. А как моторчик забарахлил, как силы оставили, так и не смог он жить. Положение лёжа не его стиль… Он злился на себя из-за этого. У меня нет слов выразить это горе…
Трогательный, добрый, талантливый пират, с нашлёпкой на глазу из ремешка с часами. Неутомимый кавалерист, кинематографист, футболист. Истовый человек. Его выпуски в «Ералаше» распознаются по почерку. Царствие Небесное, Исаак Семенович…
Наверное, это и называется – светлая память…
« 19 вещей советской эпохи, которые были почти у...
7 лучших внедорожников из СССР »
  • +125

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+8
«Ябеды» из Ералаша (выпуск №44) наизусть помню.
Постановка просто супер, целый мини-водевиль.)
www.youtube.com/watch?v=GITLWskgKAg
  • Поделиться комментарием
+7
Спасибо, было очень интересно)
  • Поделиться комментарием
+14
Спасибо, я ничего о нем не знала, первый раз все это читаю.
  • Поделиться комментарием
-21
Ерунда этот ваш «ералаш».
  • Поделиться комментарием
+28
К собственному стыду, я ведь ничего никогда и не слышал об этом человеке. А какой талантливый и интересный мужик был, оказывается. Спасибо за статью.
  • Поделиться комментарием
+18
Кадры с «Серега выходи» сразу запомнились и на всю жизнь. Я, после этого, старался ни с чем особо не заигрываться
  • Поделиться комментарием
+22
Да, светлая память доброму человеку. И слова автора статьи о детских режиссёрах, «умеющих снимать детские фильмы» приходится с сожалением поставить в прошедшем времени — «умевших». Нет сейчас ни таких режиссёров, ни самого детского кино — кровь, секс, трупы и подлость. Бедные наши дети! И нет руки (кулака!) всю эту дрянь «творческого самовыражения» бездарей и хапуг прихлопнуть. А жаль.
  • Поделиться комментарием
+21
Спасибо!
  • Поделиться комментарием