Трагедия в Сокольниках, приведшая к появлению советской жвачки

Первая половина 70-х годов прошла для советских школьников под знаком жвачки. Импортной, конечно, потому что отечественную тогда еще не производили. Мальчики и девочки с ума сходили по дефицитным красочным вкладышам. Обменивались ими, коллекционировали, придумывали игры. А сами резинки, бывало, жевали целой компанией по очереди.
Повальное увлечение западным продуктом, само собой, не поощрялось. Тех, кто злоупотреблял жвачкой, вызывали на ковер к директору школы, песочили на пионерских собраниях. По стране оперативно распространился знаменитый миф о дырках в желудке. Парадокс, но вскоре государство оказалось перед необходимостью наладить производство советской жвачки. И причиной тому стали трагические события.
В марте 1975 года юношеская хоккейная команда из Канады «Бэрри Кап» прилетела в Москву, чтобы сыграть несколько товарищеских матчей со сверстниками из СССР. Спонсором поездки был мировой лидер по производству жевательной резинки Wrigley. По условиям контракта, канадцы получили по 15-килограммовой коробке со жвачками, которую они обязаны были бесплатно раздавать.

Третий матч серии прошел во дворце спорта «Сокольники» в присутствии четырех тысяч зрителей. Трибуны были заполнены в основном школьниками, которые наслушались про щедрых иностранцев и пришли за своей порцией лакомства. После игры канадцы спустились к своему автобусу и оттуда принялись бросать жвачки на балкон.

Дворец спорта «Сокольники»
Сотни пластинок не долетали до людей и падали на землю. Болельщики решили спуститься за ними по лестнице, не зная, что юго-восточный выход закрыт. Там была так называемая накопительная площадка. Образовалась страшная давка. Напиравшая сверху молодежь призывала проходить дальше, но тем, кто уже спустился, идти было некуда. В результате погиб 21 человек, в том числе 13 детей.

Директору дворца и начальнику местного РУВД дали реальные тюремные сроки за халатность. СМИ, естественно, о трагедии умолчали. Однако влияние на правительственные умы она оказала. Для того чтобы погасить помешательство на заграничной жвачке, было решено запустить производство своей.

Первая партия резинок сошла с конвейера завода в Ереване в 1976 году. Вскоре необходимое оборудование установили на макаронной фабрике в Ростове-на-Дону. Сначала было всего две разновидности: «Жевательная резинка» с фруктовым вкусом и «Ну, погоди!» с мятным.

В 80-е годы стараниями фабрики «Рот Фронт» ассортимент расширился до пяти видов: «Мятная», «Апельсиновая», «Клубничная», «Малиновая» и «Кофейный аромат». Изначально жвачку продавали пачками по пять пластинок в каждой. Стоило такое удовольствие 60 копеек. Но для молодежи такая цена оказалась слишком высокой. Поэтому цену снизили и начали продавать пластинки поштучно.

А в апреле 2013 года на стадионе «Сокольники» повесили мемориальную табличку в память о жертвах трагедии, послужившей причиной появления советской жвачки.
« 80 лет повести «Зеленый фургон»!
Херсон в 1973 году »
  • +80

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-1
Совки имели крайне отсталую власть, не способную организовать нужные производства в требуемых масштабах.

В результате людей толкали на унижение и на почитание всего западного.
+1
Да. В 1976 году в Новороссийске открылся первый в Советском Союзе завод по производству жевательной резинки и Пепси — колы. Пакетик жевательной резинки — советского «чуинггама» стоил 10 копеек и был, конечно, хуже, чем резинка американская, но всё — таки.
+2
Данная статейка — не что иное, как очередной вброс дезы от обезумевших антисоветчиков. Трагедия в Сокольниках, унесшая многие человеческие жизни, реальна, и тем кощунственнее выглядят попытки очернить память о безвинно погибших.
Юго-восточный выход был ближайший к станции метро. И вполне обоснованно толпа болельщиков направилась именно к нему. Но ворота выхода оказались заперты. При чем, со слов очевидцев, закрыли их за несколько минут до конца матча и тотчас вырубили свет. Оградительного оцепления, направлявшего бы людской поток в нужное русло, не было. А потому, все произошедшее тогда больше напоминает хорошо спланированную диверсию, нежели «охоту на жвачку „диких“ русских детей».
-3
Ах вот оно что: оказывается, это была не тупость власти, не могущей наладить выпуск жвачки, а тупость власти, не сумевшей вывести людей со стадиона без жертв. Ловко Вы оправдали нашу родную советскую власть! Или всё таки враги — диверсанты от Wrigley подстроили трагедию? С них станется — сначала свою жвачку подсунули, а потом и вовсе развалили Союз.
+2
При чем тут жвачка вообще? На предыдущих матчах ее тоже раздавали, но жертв никаких не было. В данной статье просто информация выдернута из контекста. Почитайте в нете воспоминания выживших пострадавших: добрая половина из них к «заморскому продукту» была совершенно равнодушна! И при чем тут «тупость власти»? Если бы распоряжение закрыть ворота и выключить свет исходило бы от властей, то, разумеется, было бы выставлено оградительное оцепление. Но оцепления не было, а, значит, давку в Сокольниках спровоцировали другие силы, для которых промо-акция Wrigley являлась лишь вспомогательным фактором. А теперь, спустя десятки лет, подобные Вам лица трактуют тогда случившееся в своих антисоветских целях. А ведь если разобраться по сути, то как раз сейчас «вещизм» и животные инстинкты людей и приводят к подобным трагедиям, ставшим, увы, уже не редкостью. Давка на распродаже компов в Москве, людские жертвы на «черной пятнице» в Нью-Йорке, и т.д., и т.п. Только политическую подоплеку в этом никто не ищет…
-3
Я читал про трагедию в Сокольниках и раньше и прекрасно знаю, что жвачка усугубила, а не спровоцировала ситуацию. Впрочем возможно, что это печальное происшествие действительно повлияло на решение о выпуске советской жвачки, как пишет автор. Но суть не в этом. У людей есть определённые потребности: вкусно и разнообразно питаться, красиво и удобно одеваться, иметь комфортное жильё и средства передвижения. Жевать что-нибудь, как ни странно. Лишать людей права удовлетворять эти ЕСТЕСТВЕННЫЕ потребности, объявляя их животными, «вещизмом» или «потребительством», это вселенская тупость, характерная как для «родной советской власти», так и для воспитанных ею совков с извращённым сознанием. Оказывается, человек живёт, чтобы жить: пить-есть, плодотворно трудиться, любить, растить детей. А вовсе не за тем, чтобы производить непомерное количество тракторов и бороться за «светлое будущее». И нет в этом никакой политической подоплёки, ошибаетесь Вы.
+4
Животный инстинкт и вещизм — это когда бегут за вожделенным гаджетом или свадебным платьем по телам упавших людей! Никто не ущемляет человека в его праве красиво одеваться, но человек должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. И в этом ракурсе как раз принцип очереди из СССР («первый пришел — первый в магаз зашел») является наиболее гуманным и организованным.
Впрочем, к обсуждению происшедшего в Сокольниках это не относится. Там люди шли на выход, не зная, что его уже кто-то закрыл.
А по поводу политической подоплеки… Заголовки публикаций в современных СМИ: «Смерть за жвачку!» или «Весь СССР в одном примере: трагедия в Сокольниках» — это по-Вашему что такое?
+2
Значит, очень сильно нужен этот вожделённый гаджет, раз позволено разбрасывать толпу таких же вожделеющих и бежать по их телам к заветной цели. Недостойно, полагаете? Забыли, сколько людей погибло в винных очередях времён перестройки? В искусственных очередях! «Самых гуманных» в мире по Вашему неуклюжему определению. Или всё таки самое правильное бежать на стройки коммунизма по телам поверженных врагов этого движения и прочих сомневающихся? Лишь это является проявлением ЧЕЛОВЕКА, по Вашему мнению? Сомнительная сентенция — для её обоснования необходимо чёткое понимание самого смысла человеческой жизни, а у Вас этот вопрос явно до конца не проработан))
Что касается политической подоплёки и громких заголовков публикаций, то и здесь я с вами не соглашусь. Нет в современной России никакой идеологии, одни древние обрывки какие-то бессвязные. Поэтому СМИ тупо привлекают читателей заведомо провокационными материалами — зарабатывают на горячей теме, только и всего.
Безвременье нынче, чо уж тут поделаешь.
+1
Во-первых, СССР периода Перестройки — это уже не тот СССР. Именно в перестроечную эпоху и появились плечистые «толкачи» в очередях. Во-вторых, меня винные очереди тогда не могли интересовать ввиду небольшого возраста, а моих родителей алкоголь не интересовал в принципе. Но на улице и от соседей о человеческих жертвах в «битве за водку» я не слышала, хотя многие тогда вроде как гнали самогон и, возможно им и перекрывали дефицит вина в нашем районе.
В-третьих, да, беготня «по головам» за шмоткой умаляет человеческое достоинство. Как и, бесспорно, заслуживает всяческого порицания и сама игра на низменных инстинктах, устраиваемая организаторами подобных «смертельных» распродаж.
В четвертых, при чем тут «строители коммунизма»? Корректно ли проводить параллели между группой людей, объединенных одной высокой идеей, и безыдейной, духовно опустошенной толпой?!
+1
Советское воспитание однозначно ставило высокие идеи несоизмеримо выше бездуховности. Поэтому Вы это и повторяете с такой лёгкостью и уверенностью. А обосновать сможете? Если не будет получаться, не расстраивайтесь и не пишите глупости сгоряча — этого практически никто не знает. Я же предупреждал с самого начала: вопрос философский по своей сути, сходу не решается.
+3
Нелепость, обусловленная государственными просчетами в экономике.
+5
спасибо.за таким добром никогда не гонялась
+2
60 копеек жевательная резинка стоила тогда, когда на ней были олимпийские кольца… за это гривенник и добавляли
+7
50 копеек она стоила, и на пластинки в Ленинграде, по крайней мере, ее не продавали
+1
В Москве тоже.
+5
Казань.1967 год.Международный лагерь«Волга».Японцы, французы, югославы и много кто еще.Никто не кидался, подходили запросто-менялись: значки, фонарики и т.д.И никакой тебе давки, никакой суеты.Агенты КГБ может и были, но никому не мешали, руки за спину не заворачивали.
+3
Вот так и проиграли страну. Слили за джинсы и жвачку.
-1
свою-то производить на высоком уровне — не хватило мозгов
0
Лажа