Донос отдела Культпросветработы генералу госбезопасности Ежову о показе образов Ленина и Сталина в пьесе «человек с ружьем»

На конец 30-х годов XX века пришелся расцвет культа личности Сталина в СССР. Тогда имя вождя пролетариата начало появляться в географических названиях и литературных произведениях, в какой-то момент образ Сталина начали использовать в театральных постановках.




Впрочем, не всегда это нравилось отделу Культпросветработы: если актёр, исполнявший роль, играл слабо, то об этом тут же становилось известно комиссару госбезопасности Николаю Ежову.
15.11.1937, Секретарю ЦК ВКП (б) тов. Кагановичу Л. М., тов. Ежову Н. И.
О ПОКАЗЕ ОБРАЗОВ В. И. ЛЕНИНА И И. В. СТАЛИНА В ПЬЕСЕ «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ»
13 ноября с. г. в театре им. Вахтангова состоялась премьера пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем». В этой пьесе впервые делается попытка показать на сцене роль В. И. Ленина как вождя и организатора Великой Октябрьской Социалистической революции. Роль В. И. Ленина исполняет народный артист Союза ССР Б. В. Щукин.
Одновременно в спектакле был показан образ И. В. Сталина в исполнении народного артиста СССР Р. Н. Симонова.
Образы В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина несмотря на тщательную работу актера и всего коллектива театра художественно получился еще недостаточно убедительным.
Нужно отметить, что на генеральной репетиции, имевшей место 3-го ноября с. г., актер Б. В. Щукин исполнял образ В. И. Ленина крайне неудовлетворительно. Автор перенес из кино способ и манеру держаться «углом». Эта угловатость была необходима для кино, где это обуславливается ракурсом съемки с одной зрительной точки съемочного аппарата. На экране такая угловатость придает образу портретное сходство с Лениным. Иначе нужно держаться актеру на сцене, где его фигура видна с разных зрительных точек. Здесь необходима такая подача образа В. И. Ленина, чтобы художественная правдивость этого образа сохранялась на сцене для зрителя с различных мест зрительного зала. За две недели работы, после съемок в кино, актеру Б. В. Щукину удалось в значительной мере отойти от приемов, примененных им в кино и не применимых на сцене.
Однако образ В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина на сцене театра имеет еще ряд существенных недостатков: излишняя суетливость актера в жесте и в походке; местами неестественная натянутость и позирование. Особо обращает внимание манера Б. В. Щукина набрасывать голову назад, что придает образу В. И. Ленина несвойственное ему выражение высокомерия.
При устранении отмеченной неровности и шероховатостей в актерской игре, образ В. И. Ленина в исполнении актера Б. В. Щукина получит наиболее близкое к действительности правдивое выражение.
Другое положение мы имеем с игрой актера Р. Н. Симонова.
Всесоюзный Комитет по делам искусств в лице т. Керженцева П. М. решил ввести в пьесу образ И. В. Сталина за три дня до премьеры. При приемке постановки Отделом культпросветработы ЦК ВКП (б) совместно с тов. Керженцевым 3-го ноября с. г. вопрос о показе образа И. В. Сталина не стоял. Естественно, что за такой короткий срок актер не успел тщательно продумать и глубоко прочувствовать великий образ.
В результате недопустимой спешки актер вышел на сцену не подготовленным, топтался на месте, держался неуверенно.
Тов. Керженцев П. М. отнесся к показу образа И. В. Сталина крайне легкомысленно. Вместо того, чтобы предварительно получить принципиальное согласие тов. Сталина И. В. на показ его образа на сцене, проверить исполнение роли с руководящими товарищами в закрытом спектакле и только после этого решать вопрос о допустимости игры актера Р. Н. Симонова, т. Керженцев произвольно включил в пьесу образ И. В. Сталина и разрешил выход актеру с недоработанным образом в открытом спектакле.
Такие действия т. Керженцева будучи недопустимыми для театров столицы, кроме того, открывают путь произволу в показе и трактовке образа тов. Сталина И. В. театрами периферии.
Учитывая изложенное, Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) просит просмотреть 16 ноября с. г. второй спектакль «Человек с ружьем» и разрешить вопрос о трактовке образа В. И. Ленина на сцене театра в исполнении Б. В. Щукина, решить вопрос о допустимости показа образа тов. Сталина И. В. на сцене театров; обсудить действия тов. Керженцева П. М.
« «Черный рынок» алкоголя в СССР 1980-х
Как выглядели тетради первоклассников 1960-х »
  • +48

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
А чем кончилось — то?
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
-10
Вспоминается донос на автора песни «Как увижу, как услышу» в романе про Чонкина. «Вы только вдумайтесь товарищи в слова песни: „КАКУ ВИЖУ, КАКУ СЛЫШУ...“! Это же он так написал о нашей советской Родине, о нашей советской действительности!» Фантазия Войновича конечно, но очень близко к реальности 37 года. )))
+2
Юмор на уровне дебильной подворотни. Вот все такие перлы бы, застыдясь, повыкинул писатель из своего шедевра, посмотрели бы, что там осталось
-5
Только для краснопузых. А для всех остальных хороший писатель.
+4
На заседании ГД творится спектакль — обхохочешься.
+2
Ну уж! Тут наших «артистов» американские наставники научили импровизировать всласть. И бекают все, и мекают, и вываливают чепухи побольше, которая пришла в головушку
+8
Сегодня помойка на сцене. Бездарности играют в бездарных спектаклях.Впрочем, театр продолжается не только на сцене.
+1
спасибо
+2
… Дааа… И спал спокойно, а утром в глаза смотрел… Нет слов… Мразь.
Комментарий удалён за нарушение
0
Собственно, доносчик просто делится соображениями по творческой проработке образов. Правда, «ценители искусства» специфические: Ежов, который, быть может, только что вернулся из подвала, где мордовал самолично очередного «врага народа».
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Ну, такого сигнала на Керженцева было бы явно не достаточно для раскрутки… Но, при желании, можно было пришить и побольше. Фамилию засветили, а статья найдётся
Комментарий удалён за нарушение
0
там в результате такой кропотливой работы можно было брать любого — с краю или из середины.
Комментарий удалён за нарушение
0
Да. Органы на то были и органы, чтобы быть как пионеры, готовы хватать по лёгкому движению указующего пальца