Кола Бельды - певец-моряк из тундры

Люди среднего и старшего поколения помнят нанайского певца по имени Кола Бельды и его самую известную, очень бодрую и задорную, оптимистичную песню «Увезу тебя я в тундру».
В советские годы это был многолетний хит, особенно среди покорителей и первопроходцев Крайнего Севера: геологов, нефтяников и газовиков.

На нашей эстраде никто ещё так красиво не заманивал любимых девушек на СеверА – прочувствуйте и оцените полный комплект таёжно-тундровой романтики: хрустящий мороз, дымные сугробы, снежная заря и звёздный иней, который загорается на ресницах серебром. Ну как после таких слов не махнуть на Ямал, Таймыр, Чукотку или в Якутию?

В те годы, когда на советской сцене блистал Кола Бельды, я был ещё маленьким мальчиком, но мне ужасно хотелось поехать и помчаться на оленях утром ранним, чтобы ворваться на них в снежную зарю бескрайнего Крайнего Севера!
Вторым знаменитым хитом в исполнении Кола Бельды была песня «А чукча в чуме ждёт рассвета». Как по мне – очень это печальная песня, даже невзирая на её мажорное звучание. Грустная какая-то – сидит бедный чукча в чуме и ждёт рассвета, а рассвет наступит только летом. Тоска и безысходность какая-то.


Забавная история, которую я хочу вам рассказать, связана с «чукотской» внешностью певца, а именно с его узкими нанайскими глазами-щёлочками.
Николай Николаевич Бельды был женат три раза. Вторая его супруга Лариса Семёновна была русской. И она была «жаворонком» — всегда вставала рано. А Николай обычно спал от души, и как следствие просыпал всё на свете. Однажды он попенял своей жене: дескать, сама встала, а меня не будишь, и даже слова мне не скажешь!
На что она смущенно ответила: «Коль, мы с тобой недавно живём, я ещё к тебе не привыкла. Никак не могу понять: ты спишь или это… уже проснулся и глаза открыл!»
Кстати, один интересный факт из биографии Кола Бельды – он воевал и был удостоен боевых наград! Во время Великой Отечественной войны он сбежал из школы-интерната на фронт, приписал там себе два лишних года, и стал юнгой Тихоокеанского флота.
Юный моряк Коля Бельды участвовал в боевых действиях в Корее, за что и был награждён медалью Нахимова, медалью «За победу над Японией» и Орденом Отечественной войны 2-й степени.

Ещё одна интересная история связана с небольшим речевым дефектом артиста – когда он не пел, то немного заикался в разговоре. Близкие люди утверждали, что его заикание было последствием войны. Так вот, по этому поводу родные Кола Бельды как-то рассказали одну комичную историю.
Певцу иногда звонил композитор Модест Табачников, имеющий тот же речевой дефект, и приглашал его встретиться с поэтом Сергеем Михалковым, который тоже заикался. Это приглашение традиционно звучало так: «К-к-коля, п-п-приход-ди, С-с-сер-г-гей М-м-михалков тоже п-придёт… П-п-посидим, п-п-поз-з-з-за-а-а-аикаемся!..»

« Девушка Лида и все-все-все подружки Шурика
Романтика советских поездов »
  • +134

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-1
Удел мимолётной славы — стакан с огненной водой.
+2
Позитивный певец был.
+2
СПАСИБО. ПОМНЮ ЭТОГО ПЕВЦА И ЕГО ГОЛОС.
+2
И я его помню… голос был очень сильный…
+5
Помню, Кола Бельды звучал из всех окон)
-1
Да неужели? Прямо как Высоцкий.
-5
мы поедем-мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвёмся… Та-ра-ра-ра-ра-ра ра… м… Ты увидишь ты узнаешь и какой он север крайний, и какой он бля… бескрайний… И тебя я в нём сгноююююююююююю)))
+1
А чего за Флот у матроса на беске?
+8
он был великолепен!!!
+8
" Чукча в чуме ждёт рассвета " по национальности нанаец жил не в чуме а в доме, в посёлке под Хабаровском. Сейчас там живёт его вдова, тоже нанайка…
+17
Про третий хит не упомянули… Самолёт — хорошо, паровоз — хорошо… А олени лучше (Песня оленевода).
+5
Верно. Эта песня была гораздо популярнее, чем «Чукча в чуме».