«12 стульев»: Гайдай VS Захаров?

Споры о том, какая из двух экранизаций романа Ильфа и Петрова «12 стульев» лучше, не утихнут, наверное, никогда. Кому-то ближе 2-серийная постановка Леонида Гайдая, а кому-то — 4-серийная телеверсия Марка Захарова. Кто-то считает лучшим Бендером Гомиашвили, а кто-то не признает другого, кроме Миронова.
Категорично сравнивать эти два фильма не совсем корректно. Хоть они и сняты по одному роману, они абсолютно разные. Разные даже по жанру. Вы скажете, что и тот фильм, и другой — комедии? Да. Но комедии тоже различаются.
Гайдай снял классическую эксцентрическую комедию, делать которые он был большой мастер. Жанр же телеверсии Захарова очень сложно точно определить. Мюзикл, наверное, самое близкое определение. Сам же Захаров называл этот фильм «литературно-музыкальной композицией с текстом, который не является прямой речью». Но раз их все равно сравнивают, давайте сравнивать.

Начнем с Великого Комбинатора.



Гайдай на роль Остапа Бендера после долгих проб, в которых поучаствовали, наверное, практически все актеры мужского пола подходящего возраста, утвердил Арчила Гомиашвили. Захаров без всяких проб взял Андрея Миронова.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов.



У Гайдая его роль сыграл Сергей Филиппов. У Захарова — Анатолий Папанов. Оба-великие таланты.

Отец Федор.



Две блестящие работы — Михаила Пуговкина и Ролана Быкова.

Дворник Тихон.


Талант Юрия Никулина против таланта Николая Скоробогатова.

Голубой воришка Альхен.


Григорий Шпигель и Олег Табаков.

Слесарь Полесов.


Николай Горлов и Савелий Крамаров.

Коля и Лиза Калачевы.


Виктор Павлов и Наталья Варлей против Виктора Проскурина и Татьяны Божок.

Эллочка-людоедка.


Наталья Воробьева и Елена Шанина.

Инженер Щукин.


Игорь Ясулович и Александр Абдулов.

Мадам Грицацуева.


Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина.

Одноглазый шахматист.


Савелий Крамаров и Александр Ширвиндт.

Монтер Мечников.


Георгий Вицин и Лев Борисов.

Инженер Брунс с супругой.


Владимир Этуш и Нина Гребешкова против Михаила Светина и Галины Соколовой.
Нельзя не отметить, что десять актеров сыграли в обеих версиях (а двое даже одну и ту же роль).

Самые заметные — это, конечно, Георгий Вицин, сыгравший монтера Мечникова у Гайдая и гробовых дел мастера Безенчука у Захарова.

Савелий Крамаров — одноглазый шахматист у Гайдая и слесарь Полесов у Захарова.

Григорий Шпигель — Голубой воришка Альхен у Гайдая и редактор газеты «Станок» у Захарова.

Юрий Медведев — театрал на спектакле «Колумб» у Гайдая и председатель тиражной комиссии на теплоходе у Захарова.
« Революционные «мемы» о царе
Автомобильная жизнь в СССР »
  • +135

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
До книжного «классического» Остапа дотянул только Юрский в Швейцеровском «Золотом теленке».
+2
  • avatar
  • adn82
Обе версии Шедевры! Ничья.
+1
У Захарова с Мироновым — ВОДЕВИЛЬ!
Комментарий удалён за нарушение
+1
Гайдая ни кто и ни когда не переплюнет, второй фильм сделали Миронов и Папанов.
0
У него есть только КИСА… а ОСИ НЕТ!!!
+4
Миронов превосходно пел и танцевал в фильме. В этих сценах он был настоящим Бендером — не вульгарным проходимцем, а романтиком и артистом авантюры. Но по типажу получился больше похожим на бабелевского Беню Крика или его реальный прототип — Мишку Япончика, чем на Остапа.