Самые «блатные» места для службы в Советской армии

Перечень основных «теплых мест» для советских срочников известен каждому, кто служил. Те, кто занимал подобные должности, носили ту же форму, что и остальные военнослужащие, но находились как бы вне армейского социума.

«Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной…»

«Блатные» должности для солдат и сержантов срочной службы как в Советской, так и в современной Российской армии тем и привлекательны, что позволяют держаться поодаль, а то и вовсе обособленно от армейской муштры. В армии вообще ценится любое умение, из которого можно извлечь практическую пользу. Писари, повара, каптерщики, банщики и иже с ними не ходят в наряды, не ездят на стрельбы и их не гоняют строем.
Штабные писари, посыльные (да и большинство остальных «блатных»), как правило, в казарме не ночуют – у них есть свой закуток по месту работы, чтобы быть всегда под рукой у начальства. Писари занимаются составлением разного рода расписаний, планов, конспектов, рапортов. Всегда в тепле, на обед — в столовую, и не вместе со всеми, строем, а когда писарь сам соизволит (или командир отпустит). К тому же информированы писари были гораздо лучше других солдат. За определенную мзду писарь мог, к примеру, внести изменения в список военнослужащих, массово переводимых в ту или иную часть, о жестких порядках в которой все были наслышаны.

Каптер – армейский Плюшкин

Одна из самых «блатных» «внутриротных» должностей – каптерщик. Он вроде бы всегда в казарме и одновременно вне распорядка, ему подчинены остальные военнослужащие-срочники. В его ведении форма, сапоги, белье и всякая необходимая каждому солдату мелочь – гуталин, пуговицы, полотенца… У каптера также хранятся дембельские «парадки». От каптерщика, к примеру, зависит, кому какую сменку дать перед походом в баню (может подсунуть и драные, без пуговиц, кальсоны). У него в ротной «святая святых» – в каптерке — собираются «деды» (да и сам каптер чаще всего старослужащий), чтобы выпить-покурить. Раз в неделю каптер носит белье в прачечную. Но сам не утруждается, берет дневальных, которые тянут громадные тюки, а армейский Плюшкин важно шествует сзади, поигрывая связкой ключей.
Часто должность каптерщика продается сменщику за определенную сумму.

Те, которые всегда при еде

Советский солдат постоянно голоден. Поэтому места на кухне и в столовой (хлеборезы, повара) по определению считались «блатными». Хлеборез и повар всегда при продуктах и могут приготовить для себя что-то вкусненькое, не для общего котла. Их никто не трогает, и поэтому настоящей армейской службы такие воины практически не видят, она их не касается. Когда из «духов» переводят в «черпаки», кухонных работников «метят» не ремнем, как всех остальных, а поварским черпаком.

Почтальон

Еще одна «блатная» должность для солдата-срочника – на «гражданку» можно ходить сколько угодно. По правилам почтальону полагались два выхода в город в

Видишь свинарей? И я не вижу. А они есть

Возможностей для избавления от несения обычной армейской службы в советских войсках было множество. К примеру, командир мог сколотить из умельцев-строителей бригаду и посылать ее на многочисленные гражданские шабашки. Доход, разумеется, клал себе в карман. Строители в свою очередь помимо освобождения от службы получали возможность относительно неплохо питаться вне части и загонять на сторону что-либо из стройматериалов. Они всегда были при деньгах.
В числе «блатных» должностей в армии — музыканты, медперсонал в санчастях, клубные работники (к примеру, киномеханики). Были такие солдаты, которых за все время службы никто из призыва ни разу не видел, они постоянно числились в командировке. К подобным «командированным», в частности, относилась обслуга свинарников, находившихся далеко за пределами части, – свинари. Быт свинарей отчасти показан в фильме Романа Качанова «ДМБ».





« Морские истории
Отравители и их жертвы из советских фильмов »
  • +183

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Кто не служил, тот не мужик!-так говорили девчонки в наше время!
0
Самыми блатными были водилы командиров частей и начальства при штабе. Они не видели ни нарядов, ни других невзгод.
0
Служил 3 года, это ад. В роте 2 офицера, остальные должности занимали солдаты срочной службы. Воинская часть строевая, в руках у нас не было стрелкового оружия остальное всё по уставу. Последний год был на должности командира взвода, платили усечённый оклад офицера. С 1958 г. по 1961г. воин строитель. Строили КГХК. Смотрите ссылку nuclearno.ru/text.asp?311
+1
Армия — это срез общества, увеличенный под микроскопом, где все изъяны общества видны, как на ладони. Здоровое общество — здоровая армия, больное общество — больная армия. Поэтому не следует путать причины и следствия и все беды валить на армию. (Выслуга 20 лет от звонка до звонка в таких частях, что вам салажатам и не снилось в самом страшном сне!)
+7
Некоторые из моих одногодок поговаривали: Два (а на флоте три) года службы — вычеркнутое из жизни время. ДЕ-БИ-ЛЫ!!! Армия — школа жизни!
0
накуй такая школа. Это по сути действительно 2 потерянных года. Правильно в наше Врмя говорили, что армия, это школа, которую лучше пройти заочно. Лично мне армия за свои 2 года ничего не дала, совершенно.
+2
После учебки в Питере, я почти казарму не видел))) С начало землетрясение в Ленинакане, потом полный бардак, далее еще лучше, карабах и поехали по блок-постам))) Приехал, а тут через месяц дембель))) ДМБ-1988-90. КЗакВО
0
Тоже был в Питере затем Житомир в день землетрясения выезжали
+2
В Таманской дивизии блатные числились постоянно больными в медсанбате. Художники, артисты и т.д…
0
Как-то встретил в части двоих ребят из Палеха (срочники), которые каждый день, своим ходом, ездили в генштаб рисовать карты и так 2 года…
+5
Я служил в погранвойсках, так вот первые девять месяцев после приезда на заставу (после 3-х месяцев КМБ и Присяги), я был каптёром (отсюда — copa71) и банщиком. В наряды ходил через день. А в т.н. свободное время занимался стиркой, глажкой, колкой дров, топил для личного состава и офицеров баню и т.д. Я не жалуюсь, но было не легко. Точно также с поварами и др. «блатными», у каждого была дополнительная нагрузка помимо охраны Государственной границы СССР. Из всех, кто со мной служил, ни один не жалеет об этом.
0
  • avatar
  • ermge
Вероятно, где-то так и было, но не везде. В каждой части, в каждом роде войск — по-своему. Приходилось терпеть всё это. А те, кто не служил, 2 года или зарабатывали деньги, или получали полезную профессию. Самое обидное, что это никому не было нужно, кроме дряхлых правителей. До 70-х годов колхозные парни стремились в армию, т. к. после неё можно было получить паспорт и потом, кто хотел, уехать из колхоза.