Как печатали фотографии в СССР

Если у кого-то сегодня и остались старые плёночные аппараты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати фотографий. Но так было не всегда. Ведь раньше изготовление фотографий было настоящим искусством!

Это сейчас — достал аппарат, сделал сотню-другую снимков, а потом на компьютере выбрал самые удачные кадры. А тогда к каждому кадру относились бережно. Ведь на плёнке было всего 36 кадров. И что ты с фотографировал, увидеть можно было только в после проявки плёнки.
Прежде чем начать съёмку, эту самую плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.


Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65. Можно сказать универсальная плёнка для фотолюбителя.


Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.

Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители покупали готовый проявитель в фотомагазинах.

Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Кто-то использовал марлю, а у кого-то были и специальные фильтры. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр.

После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок. Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.
Да, совсем забыл сказать. Способ, про который я только что рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.
И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов.
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет.

Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива.

Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом (чем дороже стекло, тем лучше качество снимка), лампой и кадровочной рамкой, которая позволит при красном фильтре откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге.

Подключаем фотофонарь.

Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор.

Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы.


Начинается самое интересное.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.
Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.

Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.

После того, как все нудные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину.

Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.
Был ещё и резак, который помогал более художественно обрезать готовые снимки.

Вот, собственно, и всё.
« Мемуары Семена Буденного
Начинаем утреннюю зарядку! »
  • +142

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
Да, ностальгия. Увеличитель до сих пор где-то в гараже валяется, а вот остальные приблуды, включая глянцеватель, уже неизвестно где.
+2
У меня тоже кое-что сохранилось. Сдать бы в какой музей.
+1
можно продать (на АВИТО, например) — сейчас много народу начало собирать вещи периода СССР, мини-музейчики делают — допустим музей фотографии, народ с удовольствием ходит, смотрит, удивляется, ностальгирует…
+3
Спасибо автору за статью.
+4
Старшему брату родители купили фотоаппарат «Весна» в 1966г. Сколько памяти и информации о жизни семьи, родственников и страны на тех фото с 1965 года! Многое бы забылось уже, но фотографии дают возможность вспомнить. Потом в 1967г. купили кинокамеру «Спорт-2». Это уже вообще было большим «шиком»! Благодаря этому сегодня внукам могу показывать не только фото, но и видео (оцифровал старые фото- и кинопленки) себя 10-тилетнего, брата 14-ти и молодых родителей и родню, друзей детства. Спасибо автору за интересную статью!!! Удачи!
+1
«опечатка- родители купили фотоаппарат «Весна» в 1965г.
+5
до сих пор это самая сладкая память… фотографировали все лето, а потом, с папой в долгий осенний вечер, начиналось действо, которое затягивалось до 4-5 утра, не передать какие были ощущения, а утром показывать маме огромную пачку снимков и вспоминать каждую фотографию, сейчас не понятна цееность одного кадра.который ты успел поймать и оставить на бумаге… а, валик для глянцевания…
0
100%!!! Это была жизнь! Это все было ПО НАСТОЯЩЕМУ!!! Удачи всем, друзья и коллеги по фотографии!
0
Эх… у меня от папы остался чемодан фотографий, и ни выкинуть и не оставить — я просто не знаю, кто и что на них :(
0
Взять сканер, все фото отсканировать и хранить в виде электронного альбома в компе или на ДиВиДи дисках. Мои старые фотки именно так хранятся.
+2
Хех. Машина времени, однако :) Особенно позабавила очепятка — нудные фотографии :))) Они действительно были нудными, нотрезультат до сих пор бережно хранится.
+2
Да, помню. Фотографией стал заниматься с 1979 года в Доме пионеров. Первый мой фотоаппарат — «Смена- 8М». Центральный затвор не клинило даже на суровом морозе Заполярья. А оптика «слизаная» с цейсовской неплохо «рисовала». А кто знает что такое «гиперфокальное расстояние»?! Никто…
0
  • avatar
  • alik
Бесконечное, т.е. резкость была что на первом плане, что вдали.
Комментарий удалён за нарушение
+6
А с каким увлечением и азартом мы это делали! До сих пор ощущается то насторение…
0
И гордость была: сумел такое сделать. А сейчас что… любой Вася Пупкин с гаджетами может одним нажатием кнопки все, что угодно сделать.
+4
Да… как это до боли знакомо, был профессионалом 12 лет, а до этого детство, юношество, армия — с фотоаппаратом- какие снимки! До сих пор живое подтверждение в фотографиях тех не забываемых лет!
+1
Армия, фотография… вспомнилось, как я в момент КМБ снимал земляков, и пришло пополнение, 60 узбеков. По русски почти никто не слова, но все хотят сфотографироваться. Все 36 кадров я потратил на земляков, о чем пытался честно объяснить, но тщетно, пришлось щёлкать пустой камерой :))) А они потом ещё и денег пытались дать на проявку и печать… Мда.
Комментарий удалён за нарушение
+4
Я сам печатал