Статья Корнея Чуковского о Бэтмене и Супермене

В 1948-м с критикой на персонажей американских комиксов обрушился в «Литературной газете» Корней Иванович Чуковский.




Он отмечал, что в комиксах «только и делают, что режут, кромсают, расстреливают, душат, отравляют, калечат и топят людей, сбрасывают их на всем ходу с поездов, с самолетов, или тащат в тюрьму, на электрический стул».
Литературная газета, № 76 (2459) / 1948 г.

«Растление детских душ»

Полицейский сыщик стал богом и начал творить чудеса.
Об этом я впервые узнал из журнала, издающегося в Нью-Йорке для детей и подростков. Журнал так и называется «Сверхчеловек» («Superman»). Каждый его номер от первой до последней страницы посвящен описанию чудес, совершаемых этим новоявленным богом.
Вот он ловит в океане большого кита и подбрасывает его вверх, словно окуня. Вот он шествует по воде, как по суше. Вот он парит в облаках над землею без всяких самолетов и воздушных шаров. Ему ничего не стоит перепрыгнуть через небоскреб. Снаряды крупнейших орудий отскакивают от него, как горошины.
Как и подобает божествам всех религий, он спустился на землю прямо с небес. Родившись на дальней звезде, на планете Криптон, он прибыл оттуда в Соединенные Штаты, ибо его родная планета в полном соответствии с новейшими американскими модами, оказалась атомной бомбой, ежеминутно готовой взорваться.
Работает это сошедшее с небес божество в тесном контакте с нью-йоркской полицией: для того оно и послано в мир. Знаешь заранее, что всякий раз, как в номере журнала этот всемогущий титан совершит с полдесятка своих сверхчеловеческих подвигов — взвалит себе на плечи десятитонный автобус или перенесет на далекую улицу дюжину трехэтажных домов, — на последней странице появится добродетельный «коп» (полицейский) со своей резиновой дубинкой и соберет богатейшую жатву со всех его мистических деяний.
Зовут сверхчеловека Кларк Кент, и он далеко не единственный сыщик, наделенный качествами всемогущего бога. Предо мною книжки журнала «Бэтмен», в которых уже несколько лет прославляется такой же богоподобный полицейский агент по имени Брус Уэйн.
Судя по этим журналам, бандитизм в заокеанской республике принял такие размеры, что только чудотворцы, сошедшие с неба, могут вести с ним борьбу. В каждой книжке из месяца в месяц — новые и новые уголовные подвиги бесчисленных налетчиков, гангстеров, взломщиков несгораемых касс, фальшивомонетчиков, грабителей, профессиональных убийц.
На каждой улице, на каждом углу, у каждого газетчика, в каждом киоске — по самой дешевой цене, по 5 и по 10 центов — ребенку ежедневно навязываются эти кровавые книжки, которые по какой-то зловещей игре языка носят в Америке название «комикс». На детей и подростков обрушивается непрерывной лавиной и «Дитектив комикс», и «Адвечур комикс», и «Сенсешн комикс», и «Олл-американ комикс», — всего двести пятьдесят детских журналов с ежемесячным многомиллионным тиражом.
В этих журналах только и делают, что режут, кромсают, расстреливают, душат, отравляют, калечат и топят людей, сбрасывают их на всем ходу с поездов, с самолетов, или тащат в тюрьму, на электрический стул.
Во всех этих многомиллионных изданиях моральная основа одна: человек человеку — зверь. Единственное их содержание: охота людей за людьми. Самозабвение ловли и травли, упоение погони и облавы — в этот хищнический звериный азарт взрослые усердно вовлекают детей.
И это им вполне удается, тем более, что литературная форма всех «комикс» очень ловко приноровлена к детскому возрасту: изложение ведется при помощи одного только чередования картин, снабженных минимальным количеством текста: фабула, при всей своей идиотической пошлости, насыщена максимальной динамикой.
Теперь уже невозможно представить себе американского ребенка без «комикс». Защитить малышей в Америке от этого колоссального зла более чем затруднительно: слишком уж большие доходы приносит оно издательским трестам.
Одно только издательство «Нейшенл комикс» издает 29 (двадцать девять!) подобных журналов: «Зеленый фонарь», «Чудо-женщина», «Западные комикс», «Лучшие в мире комикс» и т. д. и т. д. Барыши этой фирмы громадны.
Наивными кажутся те времена, когда в том же Нью-Йорке лет сорок назад какой-то захудалый издатель печатал из месяца в месяц безграмотный вздор о похождениях двух полицейских агентов: Ника Картера и Ната Пинкертона.
Все их похождения сводились к тому, что револьверными выстрелами они каждый день убивали не меньше двадцати человек. Кроме ежедневного проломления чужих черепов, ничего и не требовалось от этих странных героев американского юношества. Они нисколько не притязали на то, чтобы в них видели сверхчеловеков, слетевших с небес в полицейский участок. В чудотворцы они тоже не лезли.
Теперь же их бесхитростная револьверная практика отодвинулась в далекое прошлое. Существо дела осталось, конечно, незыблемым: массовое растление детей, насильственное прививание им звериных инстинктов; но за последние годы эпидемия стала стихийной, интенсивность ее губительных ядов увеличилась в тысячу раз.
Простое воровство, заурядный грабеж уже не пользуются в этих книжках кредитом. Американские издатели превратились в гурманов: подавай им такие злодейства, каких еще никогда не бывало, — самые изысканные, самые вычурные. Методы прежних воров и убийц кажутся им устарелой кустарщиной.
И вот нынешние сочинители кровавых новелл для детей тратят всю свою мозговую энергию, чтобы выдумать новые, свежие, еще никому не известные, еще никем не использованные приемы убийств, грабежей и мошенничеств.
Ради этой уголовной эксцентрики бандитизм в кровавых журналах и книжках все чаще используют сверхсовременные достижения науки — физики, механики, химии. Недаром все чаще и чаще в качестве самых отъявленных гангстеров фигурируют здесь профессоры и научные деятели.
Судя по бесчисленным «комикс», в США наука и техника тоже находится на службе у бандитов.
На вершине небоскреба, среди телевизоров, радаров и пр. сидит в своей лаборатории всевидящий Глаз, атаман могучего треста налетчиков, и с помощью великолепных новинок науки грабит жителей двух континентов.
А в последнем номере «Бэтмена» изображается шайка злодеев, именующих себя «Бандитами Будущего». Они совершают свои грабежи при помощи металлических «роботов», управляемых приборами новейшей конструкции. Они разрушают огромные здания при посредстве автоматических стенобитных орудий, управляемых издали радиоволнами. Когда полиция пытается преследовать их, они вздымают на своем автомобиле пропеллер и на этом геликоптере поднимаются ввысь.
Их воровской жаргон изобилует научными терминами.
Такое гитлеровское сочетание науки и подлости давно уже стало обычным явлением в американской литературе для детей и подростков.
Конечно, среди передовых педагогов Америки неоднократно раздаются протесты против этого развращения детей культом бандитизма и сыска. Передовые педагоги с тоскою указывают, что американские школьники нынче читают не Марка Твена, не Диккенса, а «Приключения женщины-кошки», ворующей бриллианты при помощи снотворного газа, и «Похождения Пингвина», знаменитого вора, совершающего свои налеты и кражи исключительно при помощи птиц. Педагоги жалуются, что издающиеся ныне в Америке талантливые, художественно ценные книги захлестываются, словно островки в океане, этими кровавыми «комикс». Конкуренция с «комикс» немыслима: издающие их газетно-журнальные тресты тратят несметные доллары на их рекламирование.
О том, что за доллары здесь можно купить даже совесть, свидетельствуют, между прочим, объявление, печатаемое крупными буквами в каждом номере «Бэтмена», «Экшн комикс», «Флэш комикс» и пр., и рекламирующее «идейных руководителей» этих кровавых журналов. В первых строках читаем:
«Редакционный совет»: доктор Лоретта Бендер, профессор психиатрии, — Джозетта Фрэнк, консультанка по вопросам детского чтения. — Доктор Сонз, профессор педагогики. — Доктор Харкурт Пиппэрд, член Бюро воспитания детей".
Здесь перед нами еще один, и притом самый наглядный, пример тесного союза бандитизма с буржуазной наукой!
В лице этих психиатров, профессоров педагогики, специалистов по детскому чтению современная наука Америки не только санкционирует, но и направляет массовое растление детей, осуществляемое изо дня в день непрерывным потоком сыщицко-бандитских изданий.
Корней Чуковский
« Советский спецназ и ливанские боевики
Самая важная вещь для советских мобильных... »
  • +99

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Уж кто бы говорил, товарищ Чуковский! Не вы ли в годы войны написали поэму про Айболита, который отказался лечить зверей, и те ему объявили войну? Так что кто бы говорил о растлении детей, интеллигентный вы наш!
+1
Сейчас комиксов дети не читают, а смотрят тупейшие мультсериалы с героями-уродцами. Если взять раскритикованные комиксы, то в них хоть идея понятна — борьба со злом, а смысл нынешних мультфильмов не понять.
+8
Корней Чуковский очень правильно обрисовал проблему и попытался разобраться. И у нас были комиксы, которые печатались в «Весёлых картинках», но они носили развивающий и воспитывающий эффект.
+7
Полностью согласен с Чуковским тогда и сейчас в наше время.
+4
однозначно
+13
  • avatar
  • avtop
Стопроцентно прав Корней Иванович.
+16
А потом пришел Горбатый и привел ПЕРЕСТРОЙКУ. И стало можно ВСЕ («что не запрещено — то разрешено» помните?), и перестала насаждаться НАША культура (не надо запрещать, достаточно отобрать деньги) и стала насаждаться ИХ (вот там, как раз с финансированием все было в порядке). А потом мы потеряли СТРАНУ, а затем и ПОКОЛЕНИЕ. Только в последнее время очухались и занялись воспитанием.
+4
Когда великого американского педагога Бенджамина Спока, всю жизнь проповедовавшего любовь и уважение между поколениями — родителями и детьми, принудили на старости лет к всенародному покаянию — не надо, мол, никого уважать и любить, главное — пробиваться в жизни любой ценой, для меня США как страна и как народ закончились. Нет такого народа, а женщины у них — вообще дрянь. Думаю, Бог и История поставили на них крест. Поэтому перестал с ними работать, и ничуть не жалею. Самые дерьмовые, г… нистые люди. А с комиксами — немедленно запретить — это самосохранение нации, которого в тех же США не происходит. Они уже за гранью.
+11
Прочитал еще отзывы Хороших и Грамотных людей… И про Японское анимэ… Япония вообще страна своеобразная… Сочетание Высоких Технологий, и всяческих изощрений… Но глупее они от этого не стали… Традиции у них в почете… Они понимают и отделят ту тонкую грань… Где кончается удовольствие, и начинается преступление… Это их культура… У меня есть знакомые японцы… Не буду здесь расписывать то что у них считается традиционным в семейной и интимной жизни… Некоторые вещи напоминают поведение обычных животных… Такие они… Японцы эти… Но… Они свои интимные ценности из избы не выносят… Так как то, варятся там в своем котле… И думаю никто от этого не страдает… Ни они, ни мы… Думаю Уважаемые Читатели и с этим согласятся… Каждый из нас понимает, что есть ценность, удовольствие, мораль, изощрение, и извращение, преступление… героизм… Все это осознается с возрастом… Но… И взрослый человек может придумать себе такую ,, забаву", от которой содрогнутся другие, и к которой потянутся третьи…
+28
Чуковский совершенно Прав. Что они дают детям эти комиксы… Можно конечно и отмахнутся… Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало… Но если копнуть глубже, что несут эти герои комиксов… Я не Чуковский… И не буду здесь все расписывать… Не зачем этого делать… Он и так все описал… Я скажу одно… Какие то поверхностные у этих ,, героев ", ,, подвиги "… Столько в них мощи… Взяли бы да накормили, людей ну скажем в Африке, и оросили бесплодную землю… Ну что ж им это стоит… Ладно… Я в детстве этих вещей не видел, как впрочем и многие… И посмотрев пару мультов, и фильмов сделал вывод… Ненужные это ,, герои"… Бесполезные… Какие у страны герои, такая и страна… Одни эффекты… А что за ними… Взрослый человек который любит свою Страну поймет меня… Всем Спасибо…
-28
Заказная советская статейка от еврея!
+6
Не кляни вселенскую тьму, зажги свою свечу! Вот вы не еврей и не советский. Вы российский либерал-толераст. Вот и напишите статью какие комиксы замечательные, какие замечательные моральные ориентиры они закладывают в детей. Учат доброте, участию, сочувствию, любви к ближнему, взаимопомощи. С примерами и ссылками на конкретные номера комиксов. Ну а опубликовать нет проблем. Дерзайте. Ждём.
-1
Роник, не ёрничай. Не все поймут. А когда выпиваешь — закусывай, и только потом пиши. А то хрень получается.
+10
О непронятное существо, ты любитель(ница) комиксов! Это сразу понятно, Чуковский критикует твоих идолов. Срочно на защиту Бэтмена!
Комментарий удалён за нарушение
+7
Я был поражен, когда узнал, что французы не могут жить без комоксов. Вот дебилы!!!
+11
  • avatar
  • McAr
Так точно — дебилы! Я и сам был в «ахуе» по поводу комиксов и их степени влияния на западного человека, в первую очередь американца, когда впервые прочитал книгу Сергея Кара-Мурза «Манипуляция сознанием». Процитирую небольшой отрывок, уверен многих удивит: «Мы в России, стране с традиционной культурой чтения, с трудом можем представить себе ту роль, которую сыграли комиксы в формировании массового сознания американской нации. Они «вели» среднюю американскую семью из поколения в поколение, создавая стабильную «систему координат» и идеологических норм. В одной из книг по истории комиксов, изданной в 1977 г., приведены данные об известных сериях, которые к тому моменту издавались без перерыва в течение 80 лет! Известной уже и нам серии «Супермен» недавно исполнилось 59 лет непрерывного издания. Французский исследователь комиксов пишет об их персонажах: «Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они — его самые старые друзья. Проходя вместе с ним через войны, кризисы, смены места работы, разводы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования». Об идеологическом смысле сообщений, закладываемых в комиксы, мы поговорим ниже. Сначала факты. Насколько необходимым «духовным хлебом» стали для американцев комиксы, говорит такой случай. Незадолго перед второй мировой войной забастовка типографских рабочих вызвала перебои в поступлении комиксов в киоски. Возмущение жителей было так велико, что мэр Нью Йорка в эти несколько дней лично зачитывал комиксы по радио — чтобы успокоить любимый город. Жители одного городка штата Иллинойс устроили референдум и переименовали свой город в Метрополис — вымышленный город, в котором действовал «Супермен». Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. Среди читателей газет 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь — военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30–39 лет. Однако все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов — главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей.»
Комментарий удалён за нарушение