Большое путешествие одной советской семьи - 2

Семья Решетниковых в 1982 году проехала на своем ВАЗ 2102 по маршруту — из Владивостока до Прибалтики и обратно, истратив 700 рублей за бензин на 21000 километров пути. В ходе поездки они вели дневники — набралось 5 тетрадей по 96 листов.
Мы начинаем публикацию их укороченной (самим автором) версии.
Да, для справки: средняя з/п в СССР 1982 года — 163,08 руб; от 90 руб. у молодых специалистов до сотен у рабочих с высоким разрядом. Средняя пенсия — 67 руб. Большое путешествие по СССР. Часть I
18 июля
Утром встали, быстро позавтракали и в Суздаль, до него 26 км. Доехали быстро. Город Суздаль – памятник старины. Осматриваем музей деревянного зодчества. Старинные избы со всей утварью, а билеты проверяют женщины в русских костюмах. Фотографируемся с ними на память. Территория музея большая, устроена как большая старинная деревня: избы, деревянная мельница, церковь – все резное красивое, а возле изб даже огороды посажены
После музея едем в монастырь. Раньше здесь был мужской монастырь, а теперь – музей, в нем расположен золотой фонд, осматриваем его. Все предметы очень красивые, изящные, только камни драгоценные, которыми они украшены, не обработаны и выглядят как простые стеклышки. Но, как сказала экскурсовод, цель камней не себя показать, а служить цветовыми пятнами. Затем осматриваем музей народного творчества. Там со всех уголков страны собраны экспонаты. Чего только нет: и ковры, и картины, и скатерти вышитые, и деревянная посуда, и игрушки, и ковры из нерпы, стеклянные безделушки, украшения, модель Кижей из дерева и еще каких-то церквей, картины космонавта Леонова. Но больше всего меня поразили вышивки, которые я вначале приняла за цветные открытки, Я удивилась, почему они здесь? Может цветные фото? Но тут экскурсовод сказала, что это вышивки, вышито шелком на тонкой ткани. Мы стали приглядываться, действительно, вышивки, просто немыслимо тонкая работа, там и автопортрет самой женщины-мастерицы, тоже вышитый. А на первый взгляд они похожи на цветные открытки и размер у них такой же. В здании монастыря до того, как сделали музей, была тюрьма, и в ней сидел Паулюс, казематы мы не посмотрели, они были закрыты. Посетили соборы, посмотрели росписи на стенах, мы-то с Витей видели, а вот дети нет. В одном монастыре, где сидела в ссылке жена Петра I, видели архиерейские палаты, похожие на Красную палату Ростовского Кремля. В ней очень красивые печи, отделанные изразцами.
После монастырей поехали смотреть туристический центр. Очень шикарный центр. С дороги его совсем не видно, двухэтажные здания, вверху комнаты, а внизу гаражи. В центре есть большое здание, построенное в виде финского домика, крыша до земли, в нем ресторан, столовая все 4 этажа.
Пообедали в ресторане, в нем наверху самовары огромные для украшения, какие-то фигурки и птички летают, по-моему, попугаи. В гостинице купили сувениры: Марина, как всегда, мыло, я – салатницу. Вернулись во Владимир, посетили золотые ворота. Поднялись по узкой, высокой лестнице, посмотрели диораму взятия Владимира татарами. Красивая диорама, озвучена и со световыми эффектами, производит впечатление. Там же галерея героев ВОВ. Возле золотых ворот сохранился древний вал земляной, которым был окружен город Владимир. Посетить собор во Владимире уже не хватило сил. Вернулись домой к Клыгиным, попили кваску, отдохнули и в путь назад в Москву. Приехали в Москву уже вечером. Тетя Вера покормила нас. Мы уложили все вещи. Стирать не стали, уже было поздно, о чем потом очень пожалели. Да, чуть не забыла, в Суздале на улице продавали медовуху на розлив, ну где еще такое можно встретить, так что грех не попробовать. Конечно же, мы все попробовали, даже дети. Своеобразный вкус.


Утром раненько вскочили, еле растолкали Натку, позавтракали, попрощались с москвичами. Жаль было уезжать, столько еще хотелось посмотреть. Поехали к Бородинской панораме, очередь уже приличная, стоим. Где-то через 2 часа вошли. Панорама грандиозная, больше Севастопольской, выполнена замечательно, конечно это нельзя было не посетить. После панорамы на почту отправлять посылки. Отправили 9 посылок, и сразу в машине стало просторней. Теперь едем к Кустовским они жувут в деревне Крива под Дубной.
Только отъезжаем от Москвы, и начинается проливной дождь. Он идет местами, кое-где тротуары сухие. Доехали до Кревы, дождя нет, ищем дом. Возле одного дома останавливаемся, я собираюсь узнать, где Кустовские, и, батюшки, Галка выходит из ворот. Она аж руками всплеснула. Этот дом не ее, а одного мужика, у которого Кустовские снимают комнату и кухню, вход отдельный. У нее уже есть гости – семейная пара, вместе работали в Артемгрэсе. Они приехали посмотреть, как Кустовские живут, им очень понравилась деревня, они решили остаться. Муж остается, а жена едет домой рассчитываться. Что уж им так понравилось в этой деревне? Правда, дом, где сейчас живет Галка, стоит на берегу Волги, рядом сосновый бор. Место неплохое, но дом ужасный, а туалет такой, что слов вообще нет. Галя показала дом в деревне Федоровке (это основная усадьба), где они будут жить. Саша в колхозе главный инженер. Председатель молодой, ему 35 лет, мы у него ночевали. У него двухэтажный дом на две семьи, но вход с двух разных сторон. Внизу комната, кухня, туалет и кладовка, а на верху 3 комнаты. Планировка отличная, правда, порядка нет. Но самое ужасное туалет, какое-то немыслимое сооружение, как в него ходят, мы не поняли, а дух туалетный стоит во всей квартире. Потом Галя нам объяснила, что там неправильно сделана выгребная яма. У председателя сельсовета (женщины с двумя образованиями) все правильно сделано и никакого запаха нет, туалет у нее с унитазом, смывом и ванна есть, все в кафеле, чистота, красота. Ну, поживем, может, еще навестим и увидим их хоромы. А пока еще все не устроено, за хату они платят 40 рублей. Есть еще вариант – финский домик или коттедж, там есть новенький достроенный, в него они вроде собираются переехать. Деревня Федоровка тоже небольшая деревушка, почему Галку с Сашкой потянуло в деревню. Конечно, река и прочие прелести хороши, но летом, а зимой лучше сидеть в коммунальной квартире. Ну, дело вкуса. Поужинали, поговорили и пошли к Волге мыть котелки. Шли туда, накрапывал мелкий дождик. Пока мыли котелки, как припустил проливной дождь, пока добежали, то вымокли до нитки. Переодеться, посушиться и постирать, как я хотела, условий не было. Поехали к председателю, у него переоделись, попили чай и спать.



20 июля
Утром встали, попили кофе, попрощались с председательским домом и поехали к Галке. У Кустовских быстро собираем свои оставшиеся вещи. Вчера, когда собрались готовить, то оказалось, что посуда у нее еще не распакована. Пришлось вытащить свои кастрюли, тарелки, вилки, ложки и прочее. Как она два месяца живет, минимум-то удобств надо. Галя говорит, что она моется в Волге и стирает в Волге. Ну да пусть, коль это ей нравиться. Все собрано, в путь. Галя очень расстроилась, что мы так быстро уезжаем. Говорит: «Пожили бы немного». Где же там жить? Им самим жить негде: их двое, еще Андрей, мама Гали, да еще семейная пара из Приморья. Только нас и не хватает, да и времени у нас нет, надо ехать дальше. Попрощались, сфотографировались и вперед.
Едем, проезжаем под каналом, который соединяет Волгу и Москву реку. Затем через этот канал плывем на пароме, видим пароходы. Кстати, из Галиного дома, где они сейчас живут, видны пароходы. Когда мы у них были, то, как раз проплывал белый пароход, очень красиво, но меня все равно это не соблазнило. Что-то погода совсем портится. Это началось под Дубной, а в Дубне вообще полил очень сильный дождь, и мы под таким дождем бегали на базар. Он, правда, шел недолго, но промочить нас успел. А у меня уже мысли о Ленинграде: где мы там будем жить? Жаль, что Маринки Сергеевой (нашей одноклассницы) нет, у нее на даче, наверное, было бы неплохо.
Вышний Волочок. Кафе у дороги, обедаем. Кафе так себе, приготовлено тоже так себе, а вот обслуживание на высоте. Надо есть и держать тарелку, а то бабуля так быстро убирает, что не успеваешь схватить. Поэтому, видно, в кафе все столики чистые не в пример другим подобным заведениям. Проезжаем Тверецкий канал. Проехали большой мост через реку Мста. Ехать больше нет сил, но папа сегодня хочет быть в Ленинграде. Еще не добрались до Новгорода, а уже 18 часов! От Москвы – 505км., до Ленинграда осталось 195км. Проезжаем реку Волхов, видим, как по ней плывут баржи. Началась Ленинградская область. Ужинаем в придорожной столовой, которые, как и все прочие, средней «паршивости». И начинаем искать Семрино и тот адрес, который дали Шестеры ( наши несостоявшиеся попутчики). Что-то мне не очень хочется ехать туда, но другого выхода у нас нет. Уже 22 часа, а мы все ищем Семрино, никто не знает или так туманно объясняет, что найти невозможно. Наконец, милиционер показал, куда надо ехать по короткой дороге. Едем, долго едем, но что-то конца не видно. На указателе 15км., а он сказал – 13км. Наконец, Семрино. Слава Богу! Ищем 3-ю линию, нашли, ищем дом. Вот и он, большой, красивый. Точно он! Встречают: хозяйка, еще довольно, молодая, приветливая женщина, ее муж, дочь и зять. Ужинаем, стол ломится от яств. Хозяева сожалеют, что Шестеры не приехали. Раскладывают нас по комнатам, я еще иду в баню, мою голову и сама слегка ополаскиваюсь, сразу легче становится. Ну, все спать.
21 июля.
Встаем поздно. Хозяйка дома, кормит, поит, прямо, неудобно. Собираемся в Ленинград. Едем на электричке, затем на метро до Невского проспекта. Вот он город на Неве! Идем по Невскому проспекту. Что-то здесь не жарко. В кофточках и свитерках нам не очень-то тепло, хорошо бы курточки. Идем в Эрмитаж, очередь длиннющая. Входим в Эрмитаж, поднимаемся по лестнице. Какая красота! Осматриваем залы часа 4, а чтобы все рассмотреть надо месяцы, а может и годы, настолько богатейший материал собран: и знаменитые полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, и скульптуры Микельанжело, и посуда, и чеканка, и часы, и статуэтки, и еще много всего. А сами залы, их отделка представляет огромную ценность и красота неописуемая. Стены, люстры, камины, пол, потолок, просто не знаешь куда смотреть. В Эрмитаже хочется объять необъятное. Вышли из Эрмитажа полные впечатлений. На сегодня, пожалуй, хватит. Выглянуло солнышко, может, попробовать мороженое. Снова идем по Невскому проспекту. Марина увидела эскимо в шоколаде, несется вперед, мы за ней. Пробежали, не знаю сколько, но прилично, пока, наконец, увидели эскимо и очередь за ним на квартал. Стоим, охота пуще неволи, очередь подходит быстро. Не зря стояли – мороженое вкусное, оно нам понравилось больше московского. На пути «Пассаж», мы ныряем туда, а папа идет на почту. Обувь, сумки, парфюмерия. Марине покупаем косметичку. Весь пассаж проскакиваем за 20 минут, выходим, отец уже ждет нас.
Едем на Витебский вокзал и в Семрино. Там нас уже ждут, истопили баньку. Веду девчонок, раздеваемся, заходим. Батюшки, дышать нечем. У Натки заложило нос, она присела на корточки у пола и не хочет вставать, хоть в предбаннике мой ее. Трем ее, хлопаем веничком, она просится выйти. Ополаскиваем Натку и выпроваживаем в предбанник. Хлещу Маринку веничком, она лежит, терпит, просит еще, но у меня уже нет сил. Потом моемся мы с Витей, он так поддал пару, что мне стало плохо, выпадаю в предбанник и отхожу. Потом мы с Мариной стираем, настирали целую гору. Еще бы не стирали 4 дня. Развесили все, уже 24 часа. Здесь тоже темнеет поздно, и совсем темно не бывает, так сумерки какие-то.

22 июля
Встали пораньше, чтобы уехать до 10 часов, а то потом у электричек перерыв. Приезжаем в Ленинград, решаем сходить в Исаакиевский собор. Очередь жуткая, стоим долго, покупаем билеты и решаем идти завтра. А сегодня надо ехать в Петергоф, туда мы купили билеты вчера. Едем на Васильевский остров, садимся на теплоход, поплыли. Экскурсовод рассказывает о Ленинграде, Кронштадте, показывает, но все очень далеко, нужен бинокль. До Петергофа ехали 1,5 часа. Выходим, на пирсе дует ветер с Финского залива ужасно холодный, Маринка замерзает сразу. Добегаем до парка, здесь теплее. Ждем экскурсовода, с ним ходить интереснее. Обошли все фонтаны в нижнем парке, в Петродворец, конечно, не попасть. Но и этих впечатлений вполне достаточно. Такого разнообразия фонтанов мы нигде не видели: фонтан-солнышко, шахматная гора, один фонтан в виде высокого, полого внутри столба. А большой каскад это просто сказка, его невозможно описать, его надо видеть. Все фонтаны великолепны! Светит солнце, и они так сверкают, что невозможно оторвать взор. А самое удивительное, что работают они без насосов, самотеком, при помощи системы каналов и благодаря тому, что питающие их резервуары расположены выше. Мы с Наткой постояли под грибком, с которого текла вода – такой шутливый фонтан. В парке на солнечных местах было довольно тепло, так что мы даже погрызли мороженое. Ленинградское мороженое все же вкуснее московского. Возвращались в Ленинград на «ракете», на теплоходе не захотели. Через 30 минут уже были в Ленинграде. Зашли в гастроном, там сыр, колбаса, постояли, купили. У них тоже дают 1 кг. колбасы в руки, но талонов нет. Домой приехали поздно, Саша (дочь хозяев) нас уже потеряла. Поужинали, посмотрели кино и спать. Завтра — магазинный день.
24 и 23 июля
Встали рано, попили чайку, сели на машину и поехали в Исаакиевский собор. Доехали весьма удачно, движение в Ленинграде поспокойнее, и дороги в одном уровне, что облегчает ориентацию. В соборе красота необыкновенная и вызывает удивление тот факт, что все эти купола, колонны, вообще весь собор огромнейший построены без техники: ни кранов, ни подъемников. Все только руками с помощью простейших блоков и рычагов. В соборе великолепнейшие росписи, мозаики, витражи, лепные украшения. Все празднично, торжественно.
Натка в музее сначала ходила с кем- нибудь за ручку, но группа большая, и ей не было видно. Потом ее отпустили, и она стала ходить четко за экскурсоводом, нигде не отставая, как заправский турист, все время, оказываясь в первом ряду.
После Исаакиевского собора мы собирались разделиться: папа – в автомагазин, мы — в ГУМ. Но вышли на улицу и, Боже мой, идет дождь, весьма приличный. Решили проехать по нашим магазином, а потом по автомагазинам. Пока прошлись по нашим магазинам, а потом по ювелирным, то было уже поздно, и папа повез нас по городу. Хотели поесть, но все кафе, у которых мы останавливались, были закрыты на ремонт или в них были закрытые вечера. В общем, поесть не удалось, и мы решили поехать на Пискаревское кладбище. Музей уже был закрыт, а поле открыто, и мы с Мариной, не смотря на дождь, подошли к самой Матери-родине, прочли слова, постояли в скорбном молчании.
Домой вернулись уже около 23 часов, на улице светло, как днем. Давай мерить обновки, все всем подошло и очень хорошо. Теперь все надо отправлять посылками.
« «Чёрная краска» для СССР
ВДВ в период Великой Отечественной войны »
  • +63

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
ну жизнь как она есть. И очереди, и дефицит, и добрые люди…
0
Свинина хороша, один жир, а сейчас из окорока шашлык сухой. Куры синие, но суп из них был вкуснейший. Т.е. было и хорошее и плохое.
+1
Всяко бывало, но стабильно.
0
Этот текст совершенно не похож на записи дневника. Это — литературное произведение, выдаваемое за «историческое», выполненное в ностальгическом стиле.
0
много Вы видали дневников! Обычные путевые заметки!
0
Ну, подредактировали малёха. А если бы не подредактировали, то ты и иже с тобой начали бы пестдеть, что неграмотно. КУЙ на вас угодишь.
+1
понравилось, спасибо!
+5
Сколько лет еще ПОДОНКИ будут лить грязь на Родину отцов и дедов? Не надоело?
+2
Вы это о чём? Или для затравки, как в анекдоте про свадьбу «Драку заказывали? Сиди не сиди, а начинать надо...».