Как снимались знаменитые сцены в «Кавказской пленнице»

Знаменитая комедия «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» уже давно стала классикой советского кино, а фразы из неё растасканы народом на цитаты.


Вот что говорил в одном из интервью во время съёмок легендарной картины Леонид Гайдай: «Вероятно, я от комедии никогда не откажусь. Этот жанр постоянно привлекает меня. Однако не всякую кинокомедию я взялся бы поставить. В последнее время у нас появилось достаточно много так называемых „бытовых“ комедий, с лирически-камерным сюжетом, мягким юмором, незатейливым конфликтом.
Взгляните на режиссерский сценарий, нет, не на лицо страницы, а на ее оборот, — он весь исписан. То, что вы прочитали, еще не окончательный вариант, во многом он „варится“ здесь, на съемочной площадке, случается, что мы заново придумываем целые сцены. Наш фильм — труд коллективный. Вместе с актерами мы отрабатываем реплики, и частенько на репетиции экспромтом рождаются новые, подсказанные самими героями фильма...»


Леонид Гайдай и Александр Демьяненко на съёмках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Вот, например как описывает то, что творилось на съемочной площадке корреспондент журнала «Советский экран» Н. Орлова:
«Смена началась в 16.30 и должна была закончиться в 24.00. Снимали последние кадры в павильоне перед выездом на „натуру“… Впереди группу ждали Крым и Кавказ, а сегодня „юг“ сконцентрировался в девятом павильоне „Мосфильма“ и напоминал о себе только зеленым тряпочным плющом, лихо приколотым декораторами к белой стене, да стайкой „южных курортниц“ актрис массовки.
Снимали сорок девятый кадр — сцену в ресторане. В нем был занят только один актер — Александр Демьяненко… Шурика знакомят в ресторане с местными тостами и потчуют молодым вином. Это уже далеко не первый тост, но зато самый трогательный для Шурика — про птичку… Шурик неожиданно всхлипывает.
— Что такое, дорогой? — спрашивают его.
— Птичку жалко! — И разражается бурными детскими слезами.
Идет репетиция. Рядом с Шуриком — Демьяненко — режиссер-постановщик Леонид Гайдай. Вместе с актером он сотрясается в рыданиях.
— Птичку жалко… Вот так. Хорошо. Давайте снимать.
— Кадр 49, дубль 1, — сказал ассистент. Отсняли семь метров.
— А теперь, Саша, попробуй так, — говорит режиссер. — Ты страшно огорчен, но ты мужчина, ты держишь себя в руках, ты полон достоинства. „Птичку жалко!“ И, сжав зубы, скупо, по-мужски плачешь.
Перед пятым дублем у Саши Демьяненко высохли слезы, пришлось сделать глицериновые. Припудрили нос. Снова съемка… Растрепанный парень в вылинявшей ковбойке наконец плачет вполне удовлетворительно. Дубль удался»


А вот воспоминания Евгения Моргунова о съёмках другого забавного момента:

«Для Гайдая было главное, чтобы мы придумывали трюки. За каждый такой трюк Гайдай предлагал нам по две бутылки шампанского. Никулин заработал в „Кавказской пленнице“ 24 бутылки. Я — 18. А Вицин, к сожалению, заработал лишь одну бутылку. Потому что он страшно не любил шампанское. Он любил сдавать посуду…
Сценку с моим уколом придумал Никулин. Он сказал: „Какой смысл делать третий маленький укол, если два уже сделали. Моргунову надо сделать большой“. И принес из цирка красивый шприц с французским названием „жане“ вот, мол, его и будем колоть. Я сказал: „нет, колоть не будем, у меня семья“. Никулин говорит: „Не бойся, больно не будет“. Крупным планом снимали лицо, а сзади между ног установили табуретку, сняли с нее сиденье и положили обычную подушку. Саша Демьяненко брал шприц и втыкал. Семь раз мы снимали этот кусочек, я его боялся как огня — потому что там же все рядом. Под табуреткой лежал Никулин, на руке у него была перчатка. Как только игла входила в подушку до упора, Никулин по команде Гайдая хватал ее рукой и держал. Это он поворачивал шприц то влево, то вправо, словно он покачивается. А все думали, что Моргунову пронзили его толстый зад...»

Эпизод с вращающейся головой Труса снимали так:

Вицина снимали с бараньей шапкой на голове, затем перебивали планом Моргунова и Никулина. Вицин переворачивался, и его снимали сзади. Пиджак он надевал наоборот, из-за спину у него торчали чужие руки. А потом опять шел возврат к первоначальному положению

Юрий Никулин и Наталья Варлей на горе Ай-Петри перед началом съемки.
А вот воспоминания Юрия Никулина о съёмках ещё одного момента:
«Красная Поляна. Наша группа расположилась на берегу горной речки. Несмотря на август, вода ледяная. Отваживаются купаться (вернее окунуться в воду) только местные мальчишки, которые уже привыкли к холодным ваннам. Героиня фильма Нина должна прыгать в горную речку, спасая Шурика. „Нет, нет! Наташа Варлей не полезет в воду! — говорит решительно режиссер Леонид Гайдай. — Не будем рисковать актрисой. Впереди еще съемки. Сделаем так: оденем одного из ребят в костюм Нины и пусть прыгает в воду. На общем плане зритель не увидит подмены!“
Один, два, три дубля прыгающих ребят. Наташа решительно подходит к режиссеру: „Леонид Иович! В фильме я все делаю сама и прыгать буду тоже сама. Я не боюсь ни камней, ни холодной воды“.
Фото Виталия Созинова

После некоторого раздумья Гайдай соглашается. Теперь прыжок снимается более крупно. Зритель видит, что это прыгает именно Нина. Нырнув и проплыв метров тридцать, Наташа выходит (вернее пулей выскакивает) на берег. В кустах ее раздевает медсестра, растирает спиртом и укутывает в одеяло. Наташа Варлей довольна. Раздается голос оператора Константина Бровина: „Придется переснять. На объектив камеры попали капли воды“. И снова дубль, и снова медсестра с растиранием (конечно, в картину вошел первый дубль!)»

Наталья Варлей на съёмках фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
« Общественная нагрузка в советской школе
Что можно было купить на советские деньги »
  • +190

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Варлей… Где ещё такие?
+2
Нынешные голливудские звезды должны (вернее обязаны)завидовать.А фильм какой-отличный.
+4
Гайдай гений!!!
+4
а никто мне не подскажет современную комедию(сегодняшнего дня) уровня Кавказской пленницы, Бриллиантовой руки???
0
«Социальный заказ» из-за океана для наших режиссёров — не комедия, а стрельба, убийства, отравления, предательства, осатанение. Какие уж тут комедии! Да они, бедные, живут в таком искусственном «микроклимате» (тусовке), что и не смогли бы снять что-нибудь подобное. Жаль, что государство наше в искусстве кино скукожилось и боится применить жёсткую, как в Европе, например, а ещё больше — в Голливуде, беспощадную цензуру. Мы, как всегда, забежали дальше своих «учителей» из «свободного» мира. А как хочется увидеть в кино не дрянь человеческую, а нормальную жизнь, да ещё и с юмором и с прекрасными актёрами! Наташа Варлей — любимейшая моя актриса, и фильм этот мои дети смотрят с удивлением и восторгом.
0
«на дерибасовской хорошая погода, на брайтон-бич ...» не совсем новая, но более-менее
+5
Очевидно никто
+6
Гайдай гений! Шутки в его фильмах вроде бы и примитивные, но гениальность в подборе актеров и их игре.
+11
Так випьем же за кинематограф!
+17
Удивительный фильм, прекрасные актёры… А всё потому, что талантливейший режиссёр! Смотрела и смотрю с удовольствием и, очень надеюсь, что, с таким же удовольствием, этот фильм смотрит большинство зрителей, независимо от пола и возраста. Светлая память всем участникам этого замечательного фильма, не дожившим до наших дней.
+15
Дуэт комиков-нормальное явление, но трио и такое удачное-только одно.
+10
отличное кино!
+11
замечательный фильм!