Ночные ведьмы

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк


«Первым делом самолеты, ну а девушки потом», — поется в известной песне Леонида Утесова. Однако ВВС славится не только мужчинами, но и женщинами-летчицами. Так, во время Великой Отечественной войны множество женщин-авиаторов принимали участие в боевых действиях, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но особое внимание хотелось бы уделить легендарным «Ночным ведьмам».
Одной из известнейших летчиц является уроженка Москвы, Герой Советского Союза Раскова Марина. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, более известный как «Ночные ведьмы». Кроме того, здесь же, в Энгельсе, были созданы два других женских полка, которые затем стали смешанными.
Уникальность «Ночных ведьм» заключается в том, что в его составе вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня.
«Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались, как тренировочные воздушные судна для обучения летчиков. Он был практически непригодным для боевых действий, но девушкам понравилась его легкость, маневренность и бесшумность. Поэтому в срочном порядке самолет оснастили всем необходимым оборудованием. В дальнейшем он так же модернизировался. Тем не менее, развивая скорость до 120 км/ч, этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета.
Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение.
Девушки, как известно, совершали свои боевые вылеты только ночью. За раз они брали на борт не более 300 килограммов бомб, причем многие сознательно отказывались от парашютов в пользу пары лишних снарядов. Каждая из летчиц только за одну ночь совершала 8-9 боевых вылетов, нанося ощутимый ущерб силам противника. Зимой, когда ночи были длиннее, количество вылетов могло увеличиться и до 18. После таких ночей хрупких, изможденных женщин относили в казармы на руках. Прибавьте к этому открытые кабины самолета и крепкий ночной мороз и представьте как нелегко им приходилось.
Заметить У-2 на радаре было невозможно. Кроме того, самолет двигался практически бесшумно, поэтому заснувший ночью немец мог уже не проснуться утром. Однако, не всегда врага удавалось застать врасплох. Практически после каждого боевого вылета техническому персоналу, так же состоявшему из женщин, приходилось латать дыры в корпусе фанерного самолета, больше похожего на дуршлаг. За все время войны полк лишился 32-х летчиц. Девушки часто гибли за линией фронта и сгорали заживо на глазах у своих боевых подруг.
Самой трагичной в истории «Ночных ведьм» считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали-таки собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова.
Впрочем, не всегда потери были боевыми. Так, 10 апреля 1943 года один из самолетов, приземляясь в полной темноте, случайно сел прямо на другой. В итоге в ту ночь погибли три летчицы, а четвертая, Хиуаза Доспанова, сломавшая ноги, несколько месяцев провела в госпитале, но в строй вернуться так и не смогла из-за неправильно сросшихся костей.
Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги.
Но тяжелее всего «Ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук.
«Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск.
Легендарные «Ночные ведьмы» — гордость Военно-воздушных сил России, а их подвиг трудно переоценить.
Алексей Ковальский




« Заброшенные пионерские лагеря
Находка в советской "стенке" »
  • +111

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Самолет У-2 незаметен для радаров, СМЕШНО, радары вообще в конце войны появились, и работали по скоростным и ЗАМЕТНЫМ целям. А не по «русс фанер».А вообще СЛАВА НАШИМ ЗАЩИТНИЦАМ!!!
Комментарий удалён за нарушение
0
И 100 килограммовые тоже? ;) «Основными боеприпасами, сбрасываемыми с У-2, были фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50. На бомбардировщик подвешивалось либо две «сотки», либо 4 бомбы калибра 50 кг. Кроме того, при бомбометании использовались ампулы, снаряженные смесью «КС». Их загружали в фанерные кассеты со взрывателем. На заданной высоте, после сброса, взрыватель срабатывал, кассета открывалась и шарики рассеивались на значительной площади, выжигая все при падении на землю. Кроме этого использовались зажигательные бомбы ЗАБТООтш (с термитными шарами) и ЗАБ-50 (с твёрдым горючим). Из осколочных бомб применялись АО-2,5; АО-10 и с 1943 АО-25-35, особенно активно в начале войны и при полётах на дальние расстояния. Из нелетальных боеприпасов применялись осветительная авиабомба САБ-100 и агитационная АГБ-100.» (Википедия)
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Ну как бы: waralbum.ru/233625/
+4
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА НАШИМ ГЕРОИНЯМ-ЛЁТЧИЦАМ КОТОРЫЕ ПОГИБЛИ ЗА РОДИНУ!!! А ТЕ ГЕРОИНИ-ЛЁТЧИЦЫ, КОТОРЫЕ ЖИВЫ, ОТ НАС НИЗКИЙ ПОКЛОН И ДАЙ ВАМ БОГ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, ЛЮБВИ И ЗАБОТЫ ОТ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ!!!
+11
Надо пояснить, что немцы их прозвали не столько «ведьмами», сколько «заколдованными чертовками». Такое прозвище отражало их свойство — почти неуязвимость. Снаряды зениток, рассчитанные на обычные самолеты, пробивали обшивку и взрывались далеко над ними, а истребители, не видя их в темноте, на скорости пролетали мимо. Бывали случаи, когда вражеские пилоты, безуспешно преследуя их, в ярости входили в раж и врезались в землю. Поневоле тут начнешь ругаться и прозвища придумывать.
+7
"— Послушай… я не знаю, какой подвиг мы совершим… но то, что эта девочка здесь, на войне…" к/ф «В бой идут одни старики» (Кузнечик — Ромео)
+6
Одна из этих «ласточек», Ольга Санфирова, — наша землячка, Герой Советского Союза… Фашисты называли их «ночными ведьмами», утверждали, что эти женщины – бандиты, выпущенные из тюрьмы. … Ольга Санфирова родилась в Самаре, здесь прошло её детство, здесь она закончила 7 классов… … Аэроклуб в г.Коломна под Москвой, в 1940 заканчивает Батайскую авиашколу… … Июнь 1941. Война. Трудное время. 588-й ночной легко-бомбардировочный авиаполк под командованием Бершанской прибыл на фронт… Отыскивать цель и бомбить приходилось иногда в сплошной темноте. Многие лётчицы – молоденькие девушки не вернулись с боевого задания, сгорев как свечки… Полк Бершанской непрерывными ночными налётами не давал врагу продвигать подкрепления, уничтожал переправы, мосты, громил склады с боеприпасами и горючим, изматывал силы противника. … Боевым штурманом у лётчицы Ольги Санфировой была Руфина Гашева. Этот экипаж вскоре стал одним из лучших в полку. Когда 46-й авиаполк был преобразован в гвардейский, Ольга стала заместителем командира эскадрильи, а потом и командиром эскадрильи. Воевали в небе над Кубанью, над Таманским полуостровом. … Санфирова была награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского за мужество, умелое руководство боевой эскадрильей. На её счету более 800 боевых вылетов. Громя врага, наши войска шли на освобождение Польши… … В ночь на 13 декабря 1944 года Ольга Санфирова совершила свой последний боевой вылет. Со своим штурманом Руфиной Гашевой она выполнила задачу: бомбы легли прямо в цель. Когда самолёт приближался к линии фронта, начался сильный зенитный обстрел. Снаряд попал в бензобак, ПО-2 загорелся, Ольга пыталась «дотянуть» до своих… Уже за линией фронта пламя охватило фюзеляж. По команде «Прыгай!» девушки вылезли на плоскость и прыгнули. Приземлились на нейтральной полосе. Руфина добралась до наших… … Ольга, услышав русские голоса, пошла навстречу своим, но… наступила на противопехотную мину. Так погибла лётчица. Похоронена в г.Гродно. .....23 февраля 1945 г. гвардии капитану О.А.Санфировой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. … В нашем городе (Самаре) и в белорусском г.Гродно есть улицы, носящие имя Ольги Санфировой… А на улице Аэродромной в Самаре — памятник отважной лётчице. … Самарская Лука № 17/2010. С. 36-37 (из статьи А.М.Липатовой). … См. также кн. С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
+14
  • avatar
  • irtos
Вечная память! Спасибо за нашу жизнь и простите, что фашисты опять поднимают голову.
+4
«этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета» Этот самолёт был очень живуч. И если не удавалось его поджечь, то часто он прилетал на аэродром на «честном слове». Латался в полевых условиях и летал дальше.
+8
слава советским летчицам!