Атмосфера “Голубого огонька”

Эта телепрограмма объединяла большую страну даже в те годы, когда ее уже ничего не объединяло. Сменяли друг друга генсеки и президенты, а она оставалась. И всенародно избранной была именно она — «Голубой огонек».


Собственно, ее история — это история СССР и России. И сегодня хотелось бы вспомнить те забавные моменты, которые по разным причинам не вошли в новогодний эфир или же, наоборот, сделали его незабываемым…
Какой же Новый год без… телевизора? Даже сейчас, спустя более полувека с той поры, как голубой экран осветил радостью советские квартиры, он остается неизменным праздничным атрибутом. В течение долгих лет вечером 31 декабря все граждане замирали перед черно-белым телевизором в ожидании поистине доброго и искреннего «Голубого огонька» с радушными ведущими, веселыми песнями, конфетти и серпантином…
Версия, как появился «Огонек», такая: в 1962 году главному редактору музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. Тогда, в начале 60-х, власть поняла значимость телевидения.
В 1960 году вышло постановление ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения», в котором это самое телевидение провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии».
Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать развлекательную передачу, то справиться с этим никто не мог. Тогда кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился — правда, тут же об этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Сценарист, накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумал форму кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории…
Главной характерной чертой «Голубых огоньков» была непринуждённая атмосфера, созданная при помощи серпантина, «Советского шампанского» и угощений, расставленных на столиках гостей.


В первый год «Голубой огонек» начали выпускать настолько активно, что он выходил аж еженедельно, но потом и задор создателей несколько иссяк, и другие программы начали появляться одна за другой. А за «Голубым огоньком» закрепилась роль главной развлекательной программы страны, которая в Новый год создавала людям настроение на весь год вперед.
Впервые в новогоднюю ночь «Огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 года. На протяжении первых десяти лет его существования создатели «Голубого огонька» придумали и освоили все то, чем живет нынешнее развлекательное телевидение. Разница только в техническом исполнении, но идеи и наполнение остались прежними. В том, что показывали в новогодних «Огоньках» сорок с лишним лет назад, легко можно разглядеть отдельные черты и целые передачи сегодняшнего телевидения.
Хочется рассказать и о появлении такого странного названия – «Голубой огонек». Им телепередача обязана черно-белому телевизору. К началу 60-х годов огромный деревянный ящик с маленьким экраном постепенно ушел в прошлое. Александровский радиозавод начал выпуск «Рекордов». Кинескоп у них значительно отличался от своих предшественников. От модели к модели он увеличивался в размерах, а его изображение – хотя и осталось черно-белым, но у экрана появилось голубоватое свечение. Именно поэтому появилось непонятное для нынешней молодежи название.
Создатели вполне логично предположили, что если программа выходит в конце года, то и звучать в ней должны лучшие песни, исполненные в этом году. Конкуренция за место в составе среди исполнителей была такой, что в одном из первых выпусков даже Людмилу Зыкину с песней «Течет река Волга» показали лишь небольшим отрывком.


Первыми ведущими «Голубого огонька» были актер Михаил Ножкин и певица Эльмира Урузбаева. Именно с Эльмирой в одном из первых выпусков передачи случился непредвиденный казус. И всему виной – неумение работать с фонограммой.
В прямом эфире «Голубого огонька» Урузбаева, исполняя песню, подошла к одному из столиков музыкального кафе. Кто-то из приглашенных гостей протянул ей бокал с шампанским. Певица, растерявшись от неожиданности, взяла бокал в руку, отпила глоток и, вдобавок поперхнувшись, раскашлялась.
Пока происходило это действие, фонограмма продолжала звучать. После трансляции передачи телевидение завалили письмами удивленные телезрители. Не привыкшие к фонограмме, они не переставали задавать один и тот же вопрос: «Как можно пить и одновременно исполнять песню? Или это вовсе не Урузбаева поет? Если это так, то какая же она певица?!».
Жанровый расклад был разный: зрителя угощали даже оперными номерами, но уже тогда редкий «Огонек» обходился без Эдиты Пьехи. А Иосиф Кобзон и в 60-х почти ничем не отличался от себя нынешнего. Он был везде и пел обо всем. Хотя иногда еще позволял себе эксперименты: так, в одном из «Огоньков», исполняя сверхактуальную песню «Куба — любовь моя!», Кобзон предстал… с бородой а-ля Че Гевара и автоматом в руках!

Пропустить передачу было не мыслимо — не повторяли. Конечно, «Огонёк» так бы и остался смутным впечатлением детства, если бы не сохранившиеся записи. Думаю, киноплёнка — лучшее изобретение ушедшего века, и оставлены те кадры нам в упрёк — как мы, нынешние, низко пали!
Звезды на экране
Как и сегодня, в 60-х изюминкой телеугощения были звезды. Правда, звезды в те времена были иные, и дорогу к славе они себе прокладывали по-другому.
Ни один новогодний «Голубой огонек» не обходился без космонавтов, а Юрий Гагарин до самой гибели был главным персонажем телевизионных праздников. Причем космонавты не просто сидели, а активно участвовали в шоу.
Так, в 1965 году совсем недавно вернувшиеся с орбиты Павел Беляев и Алексей Леонов изображали телеоператоров, снимающих, как поет молодая Лариса Мондрус. А Юрий Гагарин ходил по студии с наимоднейшей ручной кинокамерой. Леонов в завершении сюжета еще и станцевал с Мондрус твист.
Смотря сегодня «Огоньки» 60-х, можно даже проследить, как рос в звании космонавт номер один. Сначала он появлялся в кителе с погонами майора, потом — подполковника, а затем и полковника. Это сейчас космонавт — всего лишь одна из профессий, а тогда на них смотрели как на героев. Если Гагарин или Титов что-то говорили, никто пошевелиться не смел, все слушали с открытыми ртами.
Сейчас нет человека, который мог бы сравниться по народному обожанию с Гагариным в 60-х. Поэтому космонавты на новогодних «Огоньках» всегда были желанными гостями. И лишь 1969 год, первый после гибели Юрия Алексеевича, встречали без космонавтов.

Постепенно «Голубые огоньки» становятся искусственными, как многие новогодние елки. С появлением записи программу стали снимать частями: участники и гости сидели за столиками и хлопали исполнителю номера так, как будто они его только что видели, хотя номер записывался в другой день.
Сначала на столиках стояли настоящее шампанское (или хотя бы настоящие чай и кофе) и свежие фрукты. Потом уже наливали лимонад или подкрашенную воду. А фрукты и сладости уже были из папье-маше. После того как кто-то сломал зуб, участников «Голубого огонька» предупреждали, чтобы они не пытались ничего откусить.
В 70-е массовка в зале соответствовала времени: например, за столиками могли сидеть девушки из Министерства сельского хозяйства. В «Голубом огоньке» возникли первые клипы, хотя тогда никто не подозревал, что это так называется. При отсутствии желтой прессы и светской хроники люди узнавали о событиях в личной жизни кумиров из «Огоньков». Муслим Магомаев и Тамара Синявская поженились в ноябре 1974 года и вскоре спели в новогоднем «Огоньке» дуэтом. Так страна поняла, что они стали мужем и женой.
В 70-е годы председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин. При нем запрещалось выходить на экран мужчинам в кожаном пиджаке, в джинсах, без галстука, с бородой и усами, женщинам — в платье на шнуровке, в брючных костюмах, с декольте и с бриллиантами.
Валерия Леонтьева в его облегающих костюмах вырезали из программ. Остальных вырезали по иным соображениям. Степист Владимир Кирсанов вспоминал, как в середине 70-х танцевал с супругой на «Огоньке» под песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя танцующего под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что причиной была нелюбовь руководства телевидения к Мартынову, а Кирсанову объяснили: «Скажи спасибо, что тебя оставили в эфире».

Юмористы
Встречать Новый год в приподнятом настроении уже тогда помогали юмористы. Фронтменом жанра был Аркадий Райкин, участник такой же обязательный, как сегодня Иван Ургант.
Сверхпопулярны были два дуэта: Тарапунька и Штепсель, умудрявшиеся и на новогодней сцене «пропесочивать» бюрократизм, и Миров и Новицкий, шутившие не слишком мудрено, зато актуально.
Так, в 1964 году они откликнулись на жутко модную тему «Кибернетика». Настоящим ветеранам новогоднего шоу — Эдите Пьехе, Иосифу Кобзону, Алле Пугачевой, Муслиму Магомаеву, Софии Ротару — позволялось исполнять по две и даже три песни подряд.
Иностранные шлягеры были в диковинку и то в исполнении отечественных звезд.
Невозможно было представить «Огонек» и без юмористических миниатюр. Особо ценились в 70-е годы советские юмористы, такие как Хазанов с его вечным студентом кулинарного техникума.

Мода исполнять песни из любимых старых фильмов родилась тоже не в наши дни.
В «Огоньке» на встрече 1965 года в честь 20-летия картины «Небесный тихоход» сыгравшие главных героев фильма Николай Крючков, Василий Нещипленко и Василий Меркурьев с большим успехом исполнили прямо в студии «Первым делом самолеты» да еще привлекли к этому настоящих армейских генералов.
А через несколько лет уже троица Никулин — Вицин — Моргунов устроила на съемках эксцентрику по мотивам «Пес Барбос и необычный кросс».

КВН
Уже тогда Александр Масляков был лицом молодежного юмора, правда, лицом куда более молодым, хотя интонации у него были те же самые, что и сегодня. Юмор КВН был менее парадоксальным и ничуть не авангардным. А популярного сегодня слова «кавээнщик» еще не употребляли, говорили: «Песня в исполнении игроков КВН».
«Минута славы»
Смешные чудики были востребованы всегда, и даже суровое советское телевидение ничего не могло с этим поделать. Правда, фрики были все же не столь отвязные, как те, что сейчас участвуют в «Минуте славы», а «с культурным уклоном». И показывать их показывали, но относились к ним без восторга. Так, ведущий «Голубого огонька» в 1966 году молодой Евгений Леонов напрямую отозвался о музыканте, игравшем смычком на пиле: «Ненормальный, что ли?»
Но в 90-х годах телеканал «Россия» возрождает традицию «Голубого огонька» и уже в 1997 году выходит выпуск, посвящённый 35-летию программы. В наши дни на замену «Голубому огоньку» пришла еженедельная передача под названием «Субботний вечер» (в роли телеведущего – Николай Басков, а дуэт Маврикиевны и Никитичны замещает теперь дуо Новых Русских Бабок).
Транслируется «вечер» на всё том же канале «Россия», главное отличие передачи от «Голубого огонька» – это то, что гостями программы теперь становятся исключительно звёзды отечественного «шоубиза». Кстати, на замену «Новогоднему Голубому огоньку» пришёл «Голубой огонёк на Шаболовке».
Вот так оно и бывает, оригинальное прошлое передачи ушло в историю и на Youtube со словами «Не поминайте лихом»… Сейчас «Огонек», как и раньше, состоит из песен и шуток. Его создатели говорят, что, поскольку канал государственный, участники не имеют права шутить ниже пояса. Правда, заметим, сам пояс уже давно опустился. В моде — заниженная талия.
В «Голубых огоньках» отражалась эпоха. Доярок и космонавтов за столиками сменяли Слиска и Жириновский, а Пугачеву и Кобзона не сменил никто…

« Советские новогодние фотографии
“Крокодилинки” под Новый год »
  • +79

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Какая гадость, какая гадость эти ваши современные Огоньки. Вот бы поучились у старших!
0
полностью согласен сейчас фигня
+1
зря вы так, сейчас то же очень интересно смотреть голубой огонек.
+3
Раньше только «Огонька» и ждали на Новогоднюю ночь, а сейчас эти морды уже так приелись на экранах, что лучше фильмы посмотреть чем «Огонёк»!
+3
Хорошая статья. Но в ней не упомянуто, что в 60-е годы иногда «Голубые огоньки» доверяли делать, кроме Москвы, и другим городам. Эти «Огоньки» тоже транслировались на весь СССР. Я школьником участвовал в таком — Куйбышевском. Задействовали лучших артистов и актёров города разных жанров. В том числе и моих дедушку с папой — они были из числа самых популярных артистов куйбышевской эстрады («Дуэт Демидовых»-Концертные гармоники и баян). Я в той передаче, как третий представитель старейшей музыкальной династии Самары-Куйбышева, сыграл с ними на венской гармошке. За каждым столиком, кроме артистов, сидели передовики какого-либо производства. С нами сидел старейший-знатный пивовар Жигулёвского пивоваренного завода Александр Николаевич Касьянов — его портрет Вы сейчас можете лицезреть на этикетке пива «Самарское». Репетиции «Огонька» проводились больше месяца. Помню разговоры, что тогда на Куйб.телестудии впервые использовался видеомагнитофон! Но под фонограмму сработал только единственный вокальный ансамбль. Все остальные артисты, и наша династия, разумеется, выступили в передаче по-честному — в прямом эфире.«Жигулёвский пивзавод» выступил спонсором передачи, хотя тогда такого слова не употреблялось. Говорили «шефствовал». В студию навезли невероятное количества пива — и в бутылках и бочонок. Взрослые всё удивлялись, что видом не видывали представленных сортов — и «Бархатное», и «Двойное» и ещё какие-то. Самарцы знали только «Жигулёвское». Всё иное куда-то, выходит, поставлялось секретно. Небось в Москву, хотя в те времена её ещё не считали раковой опухолью на теле России. Угощаться пивом все участвовавшие в «Огоньке» позволили себе только после завершения передачи. Минут двадцать после окончания трансляции ждали звонка-отзыва из Москвы. Наконец из столицы позвонили и поздравили с большим успехом, что и было тотчас объявлено. Вот тут уж режиссёр и прочие участвовавшие выдохнули, и «понеслась». Программа действительно, помню, была хорошей, разнообразной, даже невидаль тогдашняя-виброфон в ней звучал! Ведущим был актёр Зак в образе эдакого деда-щукаря-волгаря. Помню, была суета с его обликом — у фуражки его оказался лакированный козырёк, а нужно бы, ближе к колориту образа, чтобы он был обтянут материей. Вот какое в ту эпоху было скрупулёзное отношение к актёрской профессии! В финале празднования успеха всё таки примешалась «ложка дёгтя» — обнаружилось, что у некой актрисы украли из гримуборной туфли! (В программе, кроме профессионалов, участвовал единственный, но отличный, любительский коллектив — «Ансамбль цыган» какого-то завода. Разумеется, на цыган и пало подозрение в краже....) а в общем всё получилось весело, серьёзно, тепло, и достойно. Я, школьник, на следующий день шёл по улице потупив глаза — мнилось, что все прохожие меня узнают! Последние годы «Новогодние огоньки» не смотрю, пробую посмотреть, но выключаю — всё какое-то сплошное артблядство, бардак, безвкусица и нечеловечность.
+1
Ну уж про Маслякова и выдали — «лицом куда более молодым». Лицом ЧУТЬ БОЛЕЕ молодым!
+4
Сейчас голубой не смотрю… одна пахабная пугачевщина
+2
Что было — то было…
+11
Больше не буду смотреть «Голубой огонёк». Он стал таким голубым, что смотреть невозможно!
+17
Странно: в СССР коммунисты всех зажимали и гнобили, но каждый год появлялись новые интересные исполнители. А сейчас на манеже всё те же, а коммунистов давно нет. Удивительно, но факт.
+23
Прошлые огоньки были и интересны, и там показывали трудовой народ. Сейчас только одни и те же артисты поют, и по всем каналам. Я их вообще смотреть не могу!!! Так они надоели! Раньше были профессиональные композиторы и поэты, и песни были замечательные. Все интеллигентно, без пошлости.
+11
кабачок, огонек, квн ...- далекое и родное.