Диафильмы: позитивные кадры нашего детства

Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время. Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве.


1. Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…


2. Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.


3. Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.

4. Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

5. Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы – неотъемлемая часть советского быта и культуры.

6. Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

7. Диапроектор ФД-2

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).

8. Волшебный фонарь

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

9. К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

10. Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

11. В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: “Багаж” и “Пожар” (по С. Маршаку), “Девочка-ревушка” (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам (“Новый Гуливер” 1940 г., “Броненосец “Потемкин”, “Летят журавли” и проч.).

12. В студии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

13. Начиная с конца 50-ых гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы – к безопасной “ацетатной” основе.

14. С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

15. Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).
Поделиться
16. Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…
« История появления иномарок в Советском Союзе.
ВАЗ-2103 с автоматической коробкой передач »
  • +120

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо за воспоминания!
0
Растрогался… У меня всё хранится… Может дождусь внуков…
0
Волшебная штука
0
Да, смотрели. Были какие-то старые проекторы, потом появился Этюд, по лучше! Интересно было смотреть с кажем о Ленинграде, Решетки Ленинграда. Там и Петродворец и т.д.
+1
а я вам скажу, что диафильмы, даже в эру телевидения проходили у моих детей на ура. И все закончилось, когда перегорела во второй раз лампочка. В первый раз эта «трагедия» совпала с моей командировкой в Москву, где я и купил в «Детском Мире» только одну (дурак, сэкономил!) лампочку. Более того. Когда купил подобное чудо племянникам в подарок, пацаны не только выросли в глазах соседней детворы, но и начали продавать билеты на сеансы, коммерсанты еще те оказались.
+1
А еще были слайды. В проектор, похожий на бинокль, в специальную прорезь вставлялся кусок картона с вмонтированной в него пленкой в два ряда. Были варианты на 1 кадр, а были продергивающиеся сверху вниз. Помню сюжеты р каких-то гномиках. Изображение было объемным.
-3
Написали бы, что статья про КОМИКСЫ по-советски.
0
Комиксы по-советски печатались в журналах «Веселые картинки» и «Мурзилка». «Приключения Маши и ее куклы», «Приключения веселых человечков», «Незнайка и Самоделкин», «Умная Маша», еще какие-то серии были. Вот это были именно комиксы, все признаки налицо: серия с общими персонажами, одинаковая манера рисунка во всех выпусках, запись речи героев в виде элементов рисунка (а не подписей под ним). А диафильм — совершенно отдельный вид искусства, к комиксу имеющий мало отношения. Матчасть сначала поучите, как говорится))))
+2
В детстве всю неделю ждала вечера пятницы, когда папа покажет диафильм. Самый любимый был — «Как медведь кашу ел». Еще, с рисунками Сутеева: «Мышонок и Карандаш». «Золотой гвоздь», «Сивка Бурка», «Аленький цветочек» (страшный :)) До сих пор для меня подписи к кадрам воспринимаются исключительно, как озвученные папиным голосом.
+2
Помню, у меня была целая коробка диафильмов. Вечера, когда родители устраивали мне «киносеансы», были самыми счастливыми.
0
У нас дома этих диафильмов штук 30 а смотреть не на чем.