Послевоенное ежегодное снижение розничных цен

Уже через два с половиной года после окончания Великой Отечественной войны, в декабре 1947 года в СССР была осуществлена денежная реформа, отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, введены единые сниженные государственные розничные цены на товары массового потребления.




На этом, первом этапе снижения цен удешевление товаров массового потребления по одной лишь государственной розничной торговле составило в течение года 57 миллиардов рублей. К тому же снижению цен на колхозном и кооперативном рынке были снижены цены на сумму 29 миллиардов рублей. Всего потери бюджета в 1947 году от снижения розничных цен составили 86 миллиардов рублей. Эта сумма составляла собою чистый убыток для государственного бюджета, который был покрыт благодаря росту производительности труда, увеличению производства товаров массового потребления и снижению себестоимости продукции.
Сталинское ежегодное снижение цен и повышение зарплаты это — не что иное, как повышение инвестиций рабочих и служащих, пенсионеров и студентов всей огромной страны в ее экономику. Например, если у гражданинаувеличивается покупательная способность, он больше тратит денег на питание и, вкладывая этим самим средства в сельское хозяйство, в пищевую промышленность, увеличивает их объем реализации и, естественно, прибыль этих отраслей. Если у него увеличились доходы, он больше тратит денег на одежду и обувь — выручает легкую промышленность. Если у него хватает денег, он строит себе новое или улучшает существующее жилье, приобретает стройматериалы, делает более прибыльной отрасль строительных материалов и строительных организаций, и так далее. Если же у гражданина деньги остаются от необходимых покупок или есть необходимость собрать деньги на крупную покупку, он вкладывал деньги в сберкассу и от этого развивался сбербанк. Вкладчик получал проценты, а банк гарантировал ему сохранность денег. Такая экономика обеспечивала постоянное развитие всех отраслей экономики страны без кризисов.
1 марта 1949 года завершился второй этап снижения цен на товары массового спроса в государственной торговле на сумму 48 миллиардов рублей, кроме того, в кооперативной и колхозной торговле — на сумму 23 миллиарда рублей.
В Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) указывалось, что «в результате нового снижения цен вновь значительно поднимется покупательная способность рубля и улучшится курс рубля по сравнению с курсом иностранных валют, вновь повысится реальная заработная плата рабочих и интеллигенции и вновь значительно снизятся расходы крестьян по закупке промышленных товаров».
«В этом мероприятии большевистской партии и советского правительства с новой силой проявилась великая забота о трудящихся, об их процветании, о росте благосостояния и культуре» сообщалось в передовице газеты «Правда» 1 марта 1949 года.
Указанным Постановлением СМ СССР и ЦК ВКП (б) были снижены цены в следующих размерах:
хлеб, мука и хлебобулочные изделия, крупа и макароны, мясо и колбасные изделия, рыба и рыботовары, масло сливочное и топленое, шерстяные и шелковые ткани, меха, метало-хозяйственные изделия и электротовары, фотоаппараты и бинокли, и ряд других товаров — на 10%; пальто, костюмы, платья и другие швейные изделия из шерстяных тканей — на 12%; платья, сорочки, блузки и другие швейные изделия из шелковых тканей, обувь, головные уборы — на 15%; сыр и брынза, парфюмерные изделия, скобяные и шорные изделия, индивидуальный пошив одежды, посуда и бытовые приборы из пластмассы, мотоциклы и велосипеды, радиоприемники, пианино, аккордеоны, баяны, патефонные пластинки, ювелирные изделия, пишущие машинки — на 20%; телевизоры, водка — на 25%; соль, цемент, патефоны, часы, сено — на 30%.
Этим же Постановлением были снижены цены соответственно: в ресторанах, столовых, чайных и других предприятиях общественного питания. (Газета «Правда», 1 марта 1949 г.)
По всей стране на предприятиях прошли собрания, митинги, на которых было доведено трудящимся Постановление «О новом снижении цен…»
Снижение розничных цен в СССР, особенно после Великой Отечественной войны, при жизни Сталина, производилось ежегодно. Первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР был выполнен досрочно — за четыре года и три месяца. Значительно выросло производство зерна, мяса, масла, хлопка, льна, шерсти. Национальный доход в последнем году пятилетки вырос, по сравнению с 1940 годом, на 64%, за последний год — на 12%. Передовая статья газеты «Правда» за 1 апреля 1952 г. отмечала: «Товарищ Сталин учит, что существенными чертами основного экономического закона социализма является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». Эта сталинская политика обеспечила развитие экономики СССР без кризисов на протяжении многих десятилетий.
С 1 апреля 1952 года, на основе мощного подъема промышленности и сельского хозяйства, было произведено пятое послевоенное снижение цен на общую сумму 53 миллиарда рублей, вызвавшее всеобщее ликование населения.
На сколько были высоки темпы роста промышленности в годы сталинских пятилеток говорят такие данные: «Произведенный национальный доход в 1950 году, по сравнению с 1913 годом увеличился в 8,8 раз, вся продукция промышленности — в 13 раз, производство средств производства (группа А) — в 27 раз, производительность общественного труда — в 8,4 раз». (Народное хозяйство СССР за 60 лет. С.12. М. 1977 г.)
« Это просто фантастика! Детская. Советская.
Весна 1972-го в Москве »
  • +87

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
в начале 60 х у нас в сельпо было всё и икра чёрная и сельдь и сладкое а покупательская способность низкая… денег не было…
0
Не понять современным людям тех условий, когда и снижение было, и денег все равно не было, особенно у колхозников, а самое ужасное, что прилавки-то были пустыми, негде было купить ту обувь, одежду и т.д.
+2
А сейчас только повышение, снижение не видать.
+4
Эти снижения проводились на фоне перевооружения армии. Создания и накопления ядерного потенциала.Военного и политического противостояния.Шла подготовка к реформам.
+1
Ну недавно тоже снизили цену на один популярный продукт. С Великим почином!
+6
Значит политика была правильная. И было улучшение уровня жизни граждан!
+1
Пора вспомнить проверенное средство!
+5
а сколько было разговоров, что Сталин деспот, тупой и коварный, погубил страну, а нынешние с ним?
0
Многие просто не знали, что главные преступники того времени были Роберт Эйхе и его дружок-подельник Никита Хрущёв. Именно они развернули волну репрессий, первый ещё задолго до 36-го года… А Сталин — он только не решил самый главный вопрос — кадровый. Пожалел Жукова, отправив его княжить на Одессу, вместо того, чтобы громко и примерно наказать, закрыв глаза на никиткины фокусы.
+5
Было дело, и цены снижали…
+2
В данное время снижение цен на продукты не помешало бы, а то якобы повышают зарплату на 30%, после все практически дорожают.
+3
Должен заметить, что кроме ежегодного снижения цен было ещё и сезонное — на некоторые продукты сельского хозяйства. Как правило, к зиме эти цены несколько повышались. Снижения цен было отменено при Хрущёве на уровне «зимних» цен. Тогда же были заморожены и облигации внутренних займов, 2%-х. И денежная реформа 1961-го года была жалкой копией реформы 1947-го года — прилавки опустели до девственного вида даже в Ленинграде, пережившем блокаду. Так что время Хрущёва нельзя назвать «оттепелью». В 1956-м, во время съезда, был расстрелян следователь, свидетель преступлений Хрущёва; в 1961-м — был расстрелян Ян Рокотов с друзьями за то, что и преступлением тогда было с большой натяжкой из-за вмешательства в Уголовное законодательство Хрущёва. Был отменён принцип обратной силы закона (нельзя было наказать за совершённое тяжелее, чем предусматривалось в то время, когда это происходило), сначала им дали огромные сроки, а потом, без суда — эти сроки заменили расстрелом (ничего себе — потеплело!!!). А если учесть то море грязи, которое Хрущёв выплеснул на Сталина, то его надо было не на пенсию выкинуть, а усадить на нары, как государственного преступника. Вот очень хорошая статья о реформе 1961-го года: opoccuu.com/r1961.htm А это — о советских магазинах (лучше статьи не встречал): my.mail.ru/community/blog_anikvn1/5062CD9E82E8148D.html
0
По поводу статьи, ссылка на которую в «Моем мире». Это же рассказы про магазины ОРСа. ОРС — отдел рабочего снабжения. Вход туда был открыт только избранным. Партноменклатуре, орденоносцам, особым пенсионерам, например, ветеранам КГБ. Простым обычным работягам вход в магазин ОРСа был заказан. Иногда какому-нибудь счастливчику везло. Если он, к примеру, 4 нормы выдавал, ему талоны в ОРС выдавали.
0
И ещё один момент. ОРСовские магазины были не только на ЖД. К примеру, Ленинград — портовый город. И в аэропорту были магазины Такс-Фри, а также — магазин фирмы «Берёзка», где в первом торговали на конвертируемую валюту, а во втором — на сертификаты Внешторгбанка. Остальные торговые точки — ОРСовские, где отоваривались все, кто пожелает… А вот в торговом порту, точнее рядом, на улице Двинской, был магазин «Альбатрос», в котором продавали товары на чеки Торгмортранса, которые раньше назывались бонами. У меня есть на моём сайте сканы с чеков и справки, дававшей право отовариваться в этом магазине. Там можно было купить хорошую дублёнку, костюм, обувь, мохеровые платки и шарфы и очень красивый детский трикотаж. Про курево и выпивку — и говорить нечего. А с другой стороны ворот порта, на улице Межевой канал, был ОРСовский магазин «Балтика», в котором можно было почти всегда купить сравнительно дёшево, по цене чуть дороже или такой же, как у болгарских сигарет, американские или западногерманские. Магазин на отшибе, жилых домов в окрУге почти нет — и никаких ограничений. За несколько лет до этого я работал в Смольном. Вход на первый этаж был свободным, при наличии пропуска, взятого у секретаря, для входа в столовую, можно было из соборной части по первому этажу пройти мимо места гибели Кирова, мимо киоска газет и журналов у главного входа, где я покупал свои любимые польские журнальчики, в конец правого крыла и по пропуску войти в столовую. Она отличалась очень низкими ценами и очень высоким качеством питания. В буфете можно было без ограничения накупить американских сигарет, что я регулярно делал. Потом я ушёл с этой работы, но в киоск за журналами приезжал. Немного погодя вход на первый этаж сделали только по пропускам. Но когда я просил дежурного милиционера пропустить меня в киоск за журналами, мне никто ни разу в этом не отказал. Кроме милиции там дежурили солдаты из внутренних войск… Примерно тогда произошёл случай. Как-то на пленум ОК КПСС приехал Брежнев. Он вошёл в помещение, где проходил пленум, последним. Напротив каждого сидевшего за столом лежала пачка американских сигарет. Брежнев, прежде, чем сесть, порылся в карманах и с трудом вытащил пачку «Лайки» и коробок спичек, сел — и положил сигареты перед собой. После перерыва перед каждым лежала пачка «Лайки» и сверху — по коробку спичек. После пленума — сигареты от амеров из столовой пропали. И я тогда стал покупать их в «Балтике», единственном магазине в городе, где ими торговали за деревяшки и без всяких разрешающих документов. После рождения первенца я бросил курить — и больше этот вопрос меня не интересовал. И такой момент. В 50-х и начале 60-х Хрущёв своими безграмотными движениями в с/х и экономике довольно быстро обрушил заведённый было после войны порядок так, что даже переживший Блокаду Ленинград опять сел на карточки, которые тут же обозвали талонами, на всё. Именно с тех пор и по сию пору СССР и его наследник Россия закупает хлеб за кордоном. Под конец управления Горбачёва появились так называемые «карточки покупателя». В 1990-м я в Клайпеде зашёл в универмаг и увидел невероятной красоты куклу — появилось непреодолимое желание купить её своей ненаглядной доченьке. Подхожу к кассе: — Документас ире? — Ире, ире (в смысле — у меня тоже ничего нет!). — Предъявите. — Да я здесь в гостях… — Вот пусть ваши хозяева и покупают для вас… Потом уже молча пробила чек и сказала: — Вы ходите по магазинам с ними. Нас могут наказать. Потом подобная история повторилась в Эстонии уже ближе к границе (я очень люблю нарвскую сметану и сыр, которые одинаково можно резать ножом и откидывать на бумагу). При Брежневе не помню, чтобы нас сажали на карточки или талоны, хотя точно помню, что пропустил момент, когда в ПДД запретили проезд по красному, изменили правила проезда под знаком «Круговое движение» и ещё много полезных в жизни вещей, но ничто не проходит даром — оказалось, что в тюрьме тоже люди живут. Иногда им просто надо помочь сохранить свою жизнь, совесть, честь. А они тебе будут признательны за это — и даже принесут в твой мир радость и спокойствие.
0
Да, ещё один момент. На Невском, рядом с к/т «Художественный» был «Военторг», в котором любой мог купить всё, что угодно, но только всякие причиндалы типа погон, звёздочек и т.п. амуниции — только по предъявлению военного билета или офицерской книжки. А вот в здании Главного Штаба был магазин «Военторга» — там можно было купить, любой товар без всяких документов, потому что не любой даже военный мог пройти в Штаб (только по пропуску). Я там покупал всякие тряпочки для своей любимой жены. Ну и ассортимент там был, несмотря на то, что магазин меньше, чем на Невском, гораздо богаче.
0
Вот здесь вы заблуждаетесь. Я не знаю ни одного ОРСовского магазина, куда был бы закрыт доступ. Как правило, эти магазины были расположены в полосе отчуждения ЖД, около и на территории вокзалов и станций. Если бы там было запрещено продавать гражданам со стороны, то они прогорели бы, а транзитным пассажирам было бы негде покупать что-либо необходимое по пути. Такой магазин, к примеру, стоял около виадука через пути у станции Лигово Окт.ЖД. Только сейчас от него осталось разгромленное здание — самого магазина уже лет 10, если не больше, нет. Почему? Да потому, что в собственности РЖД ОСТАЛИСЬ давно только РЕЛЬСЫ, да и то не все. Кстати, а в деревнях ещё сельпо было. Так там машину за свои мог только крестьянин купить по своим документам, а продукты, модную одежду и т.п. — любой зашедший в магазин. И ещё — там, в блоге, под фото есть ссылки — и там не только в Вологде и не только ОРСовские магазины, а по всей стране. И ещё. У меня очень редкая фамилия, на дороге её хорошо и сейчас знают, но я там ни дня не работал, но всегда покупал в её магазинах всё, что мне надо было, без предъявления паспорта или каких-либо других удостоверений. Другое дело, что мне как-то надо было купить мяса, я зашёл в наш ТЦ и попросил мясника отрезать мне кусман, чтобы меня жена с этим мясом и этим мясом из дома не выгнала. Он сходил в разделочну, пару раз рубанул секачом, показал, назвал цену — я пошёл в кассу. После этого было уже иначе: — Юра, отруби мне кусочек на пару кг… — Ты знаешь, сейчас на прилавке ничего приличного нет, а начинать сейчас другую полутушу уже поздно — не продашь и испортится. Ты приди завтра — я тебе оставлю… — Договорились. На следующий день прихожу, он из витрины холодильника вытаскивает кусок, специально заваленный другим мясом так, что его не видно, называет цену — я плачУ. В кассу. Мзды ни разу за годы не заплатил. И ещё деталь. У жены степень свободы больше была, но она ни разу не могла принести хорошее мясо. Понятное дело, что скажете: «Так это же Ленинград!», на что я скажу, что когда мы летали в Свердловск, то к регистрационной стойке вела широкая кровавая дорога. Мне это было несколько трудно осознать. Но вот в Свердловске можно было в магазине купить байкальского омуля или хариуса, а мяса на прилавках я не видел. И я как-то в гостях у наших друзей и бывших коллег жены спросил: — Я смотрю, у вас в магазинах мяса нет — как же вы живёте? — Да нормально — без мяса не сидим… — ?! — У нас много колхозных рынков — там мяса полно. Цена — вполне нормальная. Или другой случай. Мы приехали в 1956-м в деревню, на родину матери, в Тамбовскую. И там я узнал вкус солонины (холодильников тогда не было), пил сырым огромные яйца с двумя-тремя желтками, парное молоко, такое ароматное и жирное, какого никогда больше в жизни не видел. А от магазинного у меня всегда были проблемы с животом, пока уже повзрослев я себя не приучил к нему. Но больше всего удивило, как дед матери, которого она ласково звала «папанька», радовался обыкновенной селёдке с душком… Хотя через село протекала речка, в которой водилось много рыбы (селёдка в речке не водилась), и проходила дорога, которые делили огромное село на 4 части… Так что читайте внимательнее — и не дезинформируйте неискушённого читателя. При Советах люди жили в общей массе гораздо лучше, чем сейчас. Даже в ГУЛАГовском или ГУИНовском лагере. Правда, есть деталь — когда сейчас показывают ИТК, то задумываешься — не попытаться ли пересидеть это воровское время в тюрьме. Три раза законно покормят, лекарствами обязаны будут обеспечить и не надо бегать-искать, работать — так там это западло… А если вспомнить, что Российская Империя была тюрьмой народов, а Российская Федерация очень часто становится полем брани, потому что власти воюют со своим народом, то невольно с тоской и любовью вспоминаешь СССР. Где родился, вырос и научился быть Человеком.