Как печатали фотографии

Сегодня, когда фотографии делаются цифровыми девайсами, а если у кого-то и остались плёночные рудименты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати Kodak, наверное надо пару слов сказать о патриархальном способе изготовления фотографий.


Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема).
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал чего бог подаст. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется). После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет. Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива. Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом, лампой и кадровочной рамкой. Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор. Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы. Начинается самое интересное.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку. Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция. Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.
После того, как все нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину. Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
Домашняя фотолаборатория в СССР


Фотоплёнки на все случаи жизни


Фотокассета

Бачек для проявки фотоплёнки

Любимые химикаты фотолюбителя

Проявитель и фиксаж должны быть определённой температуры

Видавшие множество портретов и пейзажей фотокюветы

Фотопинцеты и фотовалики тоже необходимые вещи

Бромэкспресс, самшит, берёзка — у всех были свои предпочтения

Кадрирующая рамка — без неё никак

Уголок фотолюбителя

Нууу, это уже почти профи!

Фотофонарь

Вот оно — волшебство!!!

Ахалай, махалай!!!

Фотоглянцеватель быстро высушит снимки и придаст глянец

ну а если промахнулся или делаешь шпоры резак поможет обрезать снимки

Мой первый фотоувеличитель «Юность»

А это последний — «Ленинград»


Иван Кемеров
« Как снимали "Карнавальную ночь"
Дэвид Боуи в СССР »
  • +96

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Спасибо, вернули в прошлое, кому рассказать — не поверят!
0
бЫЛО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ВОТ ТАК ДЕЛАТЬ ФОТКИ
+3
хочу заметить.что проявленную пленку в рулончик скатывали дилетанты-от этого пленка портилась.настоящие фотолюбители разрезали пленку на 3-4 кадра и хранили в конвертах.
0
все точно так и делал
+1
Да! Всё это оборудование есть и сейчас.Цифра.конечно, хорошо.раз, и готово… А тут надо было потрудиться, да знать и уметь много надо было…
0
Если цветное фото, то согласен, а черно-белое большого ума не требовало, только усидчивости.
+2
Всё точно так и было! Я по 4-5 часов просиживал в ванной комнате со всем этим гармыдером!
+1
Все так и было! Начинала «Сменой-8». Печатала точно в ванной. Приохотил меня к этому делу один парень из Самарканда, где отдыхала летом 1970 года. Позднее уже с мужем купили «Киев». Сколько бессонных ночей провели на кухне в коммуналке! Фотографировали своих детей. Сделали свой альбом с фотографиями Ленинграда, подарили его моей маме… А глянцевали и глянцевателем, и просто на оконных стеклах. Фотографии помещали перед тем в содовый раствор… Эх, золотое время… Сейчас неинтересно. Качественно, кто бы спорил, но не то…
+1
  • avatar
  • kv127
Говорят то ли в Питере, то ли в Одессе ломали старый дом. А в нем на первом этаже лет 50 «Фотография» существовала. К строителям старый еврей с сыном стучаться, мол всю жизнь тут отработали, дайте на память хоть раковину с трубой взять. Строители трубу подняли сливную, колено, а оно даже для чугуна тяжеленное. Грохнули о камень — внутри сантиметров по 5 серебра от каждой стенки. Кстати я то ж серебрил всё подряд в фиксаже)) Что добру пропадать то..))
+3
ну, про еврея — это явно анекдот, ходили байки такие, но они нереальны. А вот три копейки в двадцать — превращали, иногда прокатывало, например на Витебском вокзале пирожки в полумраке продавались, удавалось на три копейки два 10-копеечных пирожка взять, не всегда, правда.
0
  • avatar
  • kv127
Ну может и без еврея..., но за полвека интенсива то, серебро в колене, трубе запросто накопиться могло. Труба ничем не хуже монеток, да и фотоматериалы раньше то серебра немерено содержали.
+2
Это все пустяк по сравнению с печатью цветных фотографий! Вот где был геморрой! И обиднее всего, что хорошего результата при цветной печати достичь было очень трудно.
+1
И это правда. Мой дядя делал такие фотографии. Но качество… Увы…
+1
Спасибо.