Советская Грузия в 1970-е

Серия фотоотчёта о путешествии некоего Эрхарда К. по СССР в 1970-е, снимки Грузии 1977 года.
Снимки вполне подтверждают известное мнение, что по уровню жизни Грузинская ССР была на одном из первых мест в Союзе. Совсем неплохо тогда жили. Судя хотя бы по количеству автомобилей.




























« Бандитизм в стране Советов
Меню ресторанов и кафе »
  • +107

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
… была в Тбилиси в начале 90, серо, бедно, но народ образован и уважителен, в церквах поёт мужской хор и молодёжи много, что тогда удивило.
+2
Отдыхал в Грузии в 1977 году. Земной Рай, прекрасные люди, запомнил на всю жизнь. Куда всё делось? (фотографии не самые удачные)
+1
Приятные воспоминания.., спасибо!
0
На фотографии рынок под крышей-это Дезертирка, так называемый Дезертирский базар, чего там только не продавали, на любой вкус, мне там нравились молочные поросята :) а куры, индюшки, мясо, сыры, специи-такие ароматы витали, а внизу продавали разнообразные соления, можно было все попробовать :) А еще там на фото рядом с гранатами люфа-мочалка такая. На фото скульптура женщины с мечом и чашей вина-это Мать Грузия. Она находится на хребте, а за ней внизу Ботанический сад. Спасибо, интересны фотографии :)
0
Помню грузин выкупающих авиарейсы в Москву для перевозки и продажи роз, цветов на кануне праздников. Помню грузин громко говорящих в транспорте, раздражавших москвичей. Помню грузинские кепки-аэродромы. Помню фильм Мимино. После этого фильма хотелось быть грузином.
0
Вот ведь жили как то, работали, все у них было, что случилосчь что они все к нам ломанулись. Просрали страну.
+1
Была дотация, вот и жили. Не стало дотации, вот и ломанулись. Теперь другие дотируют. А воры в законе грузинские все у нас.
Комментарий удалён за нарушение
+2
жила я в грузии, правда, немного- год.Мне хватило… Русских не любили, мягко сказать. Я ходила беременная на рынок с десяточкой-ничего не могла купить.Никто яблоком не угостит, не говоря про персик и др. Яйца стоили 12рб(самые дешёвые).В автобусе никто не уступит место(«а што, я тэбэ муш уступать мэсто?»).Садилась на пол, тяжело было стоять-от вечного недоедания и стрессов от их искромётного хамства.1972 год… Вспомнить не могу ничего хорошего о том годе в груз.Русские и местные евреи жили бедно, но у них почти у всех были 2-3 -хэтажные дома, винные погреба, полный достаток в доме. Но умеют показать своё «гостеприимство» и застолья.Езжайте, Алеся, в груз.-может вернётесь с радужными воспоминаниями…
0
Что-то 13 рублей за яйца (1, 10, 100?) сомнительно… и яблоки в Сибири у нас самые дорогие были 3...5 рублей, а можно было найти и за 30 копеек… а ТАМ юг… мб не 1972 год?
0
  • avatar
  • vugtb
и правильно что сомневаешься, потому что вранье. Видимо кто-то из грузин обидел, вот и льет грязь
+1
Нет, десяток -1.30, простые 90 коп. за десяток. Правда хлеб был дорогой по сравнению с Москвой. Белый «кирпич» или круглый стоил 30 коп. А грузинский круглый или шоти(длинный такой) 50 коп. Причем можно было купить в небольших таких пекарнях только что испечённый, горячий.
0
Значит lernertat яйца сотнями покупала, по 13 рублей за одну…
+2
Странно… Десять руб. По тем временам приличные деньги. Килограмм хороших помидор можно было купить за два руб. Насчет яиц не знаю, но в магазине диетические стоили 1руб. 30 коп. На десятку вполне можно было позволить себе и овощи купить, и фрукты. И еще, насчет бедно жили. Грузинские евреи жили совсем не бедно, если нужен был какой дефицит: лекарства, обувь или еще что, обращались к ним. Да и про русских вот так огульно нельзя сказать, были люди разного достатка, как впрочем и везде. Да и грузины нельзя сказать, что почти все имели 2-3-х этажные дома, опять же, люди жили совершено по-разному, т. е. разный достаток имели.
0
poinaya chush.nichego sebya.
-1
ничего не чушь! Я сама от себя говорю, а не с чьих-то слов.Жадные они и хамы невоспитанные, на публику играющие постоянно.А цены эти для иноверцев (москалей, как они нас называли).Они лучше выбросят, чем тебе уступят.Был 1972 год. Мне говорили: «нэ нравица-мотай в московию свою, а советской власти у нас нет и не будет никогда-забудь про неё!»
+1
… а вы не путаете Западную Украину с Грузией? И москалями только там нас и называли. К тому же жадными грузинов в большей своей массе, назвать нельзя.Позёры, хвастливы, но добры и отзывчивы!
0
Грузия — мечта! Я так хочу там побывать. Мне кажется, что это какая-то очень красивая страна. Архитектура очень древняя и ярко отличающаяся. Так дорого туда ехать! Но так тянет… Вино, шашлык и персики… )))
-1
Алеся, и еще постель с носачом ))))
0
Можно найти в интернете тур бюро и составить индивидуальную программу, подберут тур соответственно Вашим интересам и достатку. Можно ехать из Москвы на самолете или на автобусе. На автобусе где-то 100$, а на самолете по разному, можно опять же уточнить в интернете.
0
О, я жил в Поти и в Батуми с 1973 по 1977 — первые 5 лет своей жизни. К пяти годам научился говорить — «Дедушка пойдем лаврушку воровать» — под окном рос лавр.
+1
Армяне Тифлиса (Тбилиси) — Армяне никогда не были равнодушны к этому замечательному городу. Историки и писатели, летописцы и писцы всегда находили повод, чтобы упомянуть Тпхис, Тплис-Тбилиси (так называли армяне Тифлис), причем делали это с неизменным восхищеннием. М. Каганкатваци, первым в VII веке упомянувшим в армянской литературе Тбилиси, так же, как великий ученый-математик и географ А. Ширакаци и историк Себеос, называет его «изнеженным, торговым, славным и великим» городом, а Ухатнесс (X век) именует Тифлис «великолепной, славной и знаменитой метрополией (столицей) Иверии или Грузии». Пламенная любовь к своему родному городу вдохновила коренного тбилисца, известного театрального деятеля и художника В. Элибекяна создать на склоне лет в Ереване воссозданное в духе древнейшего города уютное кафе «Тифлис», а прожившая наиболее яркую часть жизни в Тбилиси известная писательница Р. Достян посвятила его самым веселым и находчивым жителям проникнутую мягким юмором повесть «Кинто». Город, воспетый поэтическим даром Саят-Новы (Арутюн Саядян) и несравненной кистью Ходжабекова и Пиросмани, достоин пламенных чувств и выраженной ностальгии. Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Как свидетельствуют историки, армяне жили в столице Грузии и в последующие столетия, но значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период правления царицы Тамары и одновременно расцвета Грузии, охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количество армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году. С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения – основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой. Армяне с давних времен составляли преобладающее население Тифлиса. По описанию Шардена, посетившего столицу Грузии в 1671 году, из 20 тысяч жителей армян было 14 тысяч, т.е. около 75%. Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века – в 1800 году они занимали первое место по численности, до 20 тысяч душ или почти 3/4 всего населения. (Н. Бадриашвили, «Тифлис – от основания города до XIX века». Книга 1. Изд. Тифсовета, 1934.). По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян… (Ш. Чхетия, «Тбилиси в XIX столетии», изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165). С развитием индустриализации и промышленности в Тифлисе количество неармянского населения сильно возросло, а с наступлением революции и в последующие годы почти сравнялось с армянами. В дальнейшем оно стало превалировать. Армяне в Грузии, как известно, проживали не только в столице, но и во многих других городах, например Мцхета, Ахалкалаки, Ахалцихе, Гори, Сурами, Ахалгори, Ананури, Душети, Телави, Сигнахи, Кутаиси, Сухуми и др. В некоторых из них они также составляли большинство. На это указывают, в частности, М. Нейман и П. Иоселиани. «… нынешние города Сигнах и Телав в Кахетии, бывшие в то время незначительными местечками, обратились в населенные армянские пункты так же, как и город Гори в Карталинии» (М. Нейман. «Армяне», С-Петербург, 1899). «Население Сигнахи состоит большей частью из армян. Они имеют там и свою церковь… Велисцихе – нынешнее его население состоит большей частью из армян, водворившихся здесь для торговли...» (П.Иоселиани. «Путевые заметки по Кахетии», Тифлис, 1846, с.39,47). Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти исключительно образовали особое городское сословие – нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит «горожанин». Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал во вновь устраиваемую им столицу и предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришлецы, вызванные царицей Тамарой.(Д. Бакрадзе и И. Бердзенов. «Тифлис в историческом и этнографическом отношениях», изд. Г. Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.) Звание мокалака было приложимо к наиболее состоятельной части населения Тбилиси. Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второстепенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и др. (Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова. «Старый Тбилиси», М, Наука, 1990, с.27.) Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий, казни, а откупались денежной пеней. Почетные граждане, состоящие преимущественно из армян, представляли большую часть медиков и меликов мамасахлисов. Высокий пост городского головы (мэр Тифлиса), как было указано ранее, также в основном принадлежал армянам. Первым мэром в Тифлисе в 1841 году был избран армянин И. Измиров. В последующие годы этот пост занимали армяне С. Хатисов, М. Тер-Грикуров, И. Шадинов, Ф. Придонов, З. Гуласпов, З. Амирагов, И. Мириманов, А. Свечников, С. Сараджев, А. Мананов, В. Аршакуни, С. Абесаломов, С. Мириманов, Е. Придонов, К. Шармазан-Вартанов, И. Арцруни, Н. Аладатов, Д.Туманов, Я. Туманов, А. Матинов, П. Измайлов, Г. Евангулов, Н. Черкезов, А. Хатисов. Некоторые из них сыграли значительную роль в процветании города. При Я. Туманове (1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайловское ремесленное училище (впоследствии – 2-я мужская гимназия, Нахимовское училище, средняя школа № 25, в настоящее время здание пострадало от пожара). А. Матинов (1879-1891) способствовал благоустройству Тифлиса важными сооружениями, в частности мостами, водопроводом, городским домом (мэрия), а также проложнием трамвайных путей (конка); при нем же впервые город совершил ряд крупных займов. Канализация, асфальтирование и газовое освещение улиц – все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря А. Хатисову (1909-1917гг). Представители высшего класса тифлисского армянского населения составляли большинство гласных (депутатов) и в городской Думе. В частности, на 1.01.1909 года из 77 гласных 37 было армян. Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и остроумными кинто, занимавшимися продажей фруктов, овощей, свежей рыбы, содержанием духанов, небольших винных погребов, харчевен и проч. Они были в большой моде – вели кулачные бои, пользовавшиеся огромной популярностью у городских жителей, обладали притягательными человеческими свойствами. Немало городских объектов носило армянские названия: Эриванская и Мадатовская площади, улицы Мадатова, Арцруни, Шелковникова, Лорис-Меликова, Тер-Гукасова, Лазарева, Бебутовская, Аргутинская, Коргановская, Нерсесовская, Долухановская, Аштаракская, Эчмиадзинская, Ванкская, Сурб-Ншанская, Сурб-Минасская, Сурб-Карапетекая, Норашенская, Армянский базар, Мадатовский и Мнацакановский мосты, Худадовский лес… Такая же картина в целом была характерна и для других населенных пунктов Грузии, где достаточно компактно проживали армяне. Например, армянские церкви функционировали не только в ее столице, но и в Ахалкалаки, Ахалцихе, Сухуми, Батуми, Поти, Цхинвали, Кутаиси, Гори, Сигнахи, Телави, Велисцихе, Цинандали, Греми, Ахалгори, Душети, Коджори, Шулавери, Болниси. ** фрагменты из серии книг С.С. Мамулова «Армяне Грузии».