Битва за Москву. Первый этап.

Первоначальный план блицкрига (операция «Барбаросса») предполагал взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. Однако, несмотря на успехи вермахта в первые месяцы войны, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению.
В частности, битва за Смоленск (10 июля — 10 сентября 1941) задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца.
Битвы за Ленинград и за Киев также оттянули часть сил вермахта, предназначенных для наступления на Москву.


(распутица на дорогах — осень 1941 г.)
Таким образом, немецкое наступление на Москву началось только 30 сентября. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.
Краткая характеристика театра военных действий:
Московская операция развернулась на огромном пространстве, границы которого на севере проходили по реке Волга, от Калязина до Ржева, на западе — по рокадной железнодорожной линии Ржев, Вязьма, Брянск (до Дятькова), на юге — по условной линии Ряжск, станция Горбачево, Дятьково.
План нападения:
6 сентября 1941 года главнокомандующий вермахта Адольф Гитлер в своей Директиве № 35 приказал разгромить советские войска 16 сентября, когда сражение за Киев близилось к концу, командование группы армий «Центр» издало директиву о подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун».
Эта операция была самой масштабной из всех, проводившихся ранее. В ней были задействованы силы трёх армий, состоявшие из 14 танковых, 8 моторизованных, 46 пехотных, 1 кавалерийской и 6 охранных дивизий. Количество боеготовых танков, нацеленных на Москву, оценивается разными источниками в 1700–2000 единиц.
Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины (3-я танковая группа), Рославля (4-я танковая группа) иШостки (2-я танковая группа), окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью её захвата.
Московское направление обороняли войска Западного, Брянского и Резервного фронтов. Их общая численность составляла около 1 миллиона 250 тысяч человек, примерно 1050 танков, около 10,5 тысяч орудий и миномётов.
Оборона Москвы (операция «Тайфун»):
30 сентября с переходом в наступление 2-й танковой группы немецкое командование приступило к осуществлению операции «Тайфун». 2 октября на московском направлении перешли в наступление и главные силы группы армий «Центр».
В ходе Московской оборонительной операции были проведены: Орловско-Брянская, Вяземская, Можайско-Малоярославецкая, Калининская, Тульская, Клинско-Солнечногорская и Наро-Фоминская фронтовые оборонительные операции.


Разгром Брянского фронта:
1 октября Ставка ВГК принимает решение сформировать 1-й гвардейский стрелковый корпус из резерва для обороны Орла, однако из-за стремительного продвижения войск Гудериана, по предложению назначенного командиром корпуса генерал-майора Д. Д. Лелюшенко, оборону решили организовать севернее. 2 октября 1-й гвардейский стрелковый корпус, поддержанный 6-й резервной авиагруппой Ставки и фронтовой авиацией, выдвинулся в направлении Мценска.
2-я танковая группа Гудериана сразу достигла серьёзных успехов. Уже 3 октября части 24-го моторизованного корпуса ворвались в Орёл в 200 км от полосы наступления. Когда немецкая 4-я танковая дивизия ворвалась в город, по улицам ещё ходили трамваи и лежали ящики с не эвакуированным заводским оборудованием.
Вечером 3 октября во Мценск прибыла 4-я танковая бригада полковника М. Е. Катукова. В составе танкового полка было около 56-60 танков: 6-7 тяжелых танков КВ, 20-22 танка Т-34, 30-31 легкие танки БТ-7, БТ-5, БТ-2. В бригаде также имелись моторизованный стрелковый батальон, противотанковый дивизион, зенитный дивизион, взвод санитаров, разведка, ремонтники, и другие.
4 октября на окраине Мценска 4-я танковая бригада, при поддержке дивизиона гвардейских миномётов капитана Чумака, атаковала маршевые колонны немецкой 4-й танковой дивизии и фактически вывела её из строя. Бои за Мценск на неделю сковали немецкие войска.
Вечером 5 октября Брянскому фронту было разрешено отвести войска на вторую полосу обороны в районе Брянска и на рубеж реки Десна.
6 октября состоялся бой у высоты 217,8 (у села Первый Воин Мценского района). Немецкая 4-я танковая дивизия, понеся значительные потери, была остановлена 4-ой танковой бригадой М. Е. Катукова. Намеченное быстрое наступление на Тулу Гудериану пришлось отложить.
Но в этот же день немецкая 17-я танковая дивизия захватила Брянск, а 18-я танковая дивизия — Карачев, отрезав, таким образом, силы Брянского фронта. Командующий фронтом А. И. Ерёменко был вынужден отдать приказ армиям фронта о бое «с перевёрнутым фронтом».
В окружение под Брянском попали силы 3-й, 13-й и 50-й советских армий: 27 дивизий, 2 танковые бригады, 19 артиллерийских полков РГК и управления 50-й, 3-й и 13-й армий Брянского фронта. Во время выхода из окружения погиб командующий 50-й армией генерал-майор М. П. Петров. При попытке выхода из окружения 13 октября сам Ерёменко был серьёзно ранен и был эвакуирован в Москву специально присланным за ним самолетом.


Вяземский «котёл»:
2 октября началось наступление остальных сил группы армий «Центр». Создав подавляющее преимущество на узких участках, немецкие войска прорвали фронт советской обороны. 4 октября были захвачены Спас-Деменск и Киров, 5 октября — Юхнов. В этот же день противник вышел в район Вязьмы.
Для флангового контрудара по наступающей группировке была создана фронтовая группа И. В. Болдина. Однако в результате танкового боя в районе южнее Холм-Жирковского советские войска потерпели поражение. 7 октября немецкая 7-я танковая дивизия 3-й танковой группы и 10-я танковая дивизия 4-й танковой группы замкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий (управление 16-й армии, передав войска 19-й армии, успело выйти из окружения).
До 11 октября окружённые войска предпринимали попытки прорваться, только 12 октября удалось на короткое время пробить брешь, которая вскоре была вновь закрыта. Всего под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. В вяземском «котле» были пленены командующий 19-й армией генерал-лейтенант М. Ф. Лукин и направленный к нему на помощь бывший командующий 32-й армией генерал-майор С. В. Вишневский, погиб командующий 24-й армией генерал-майор К. И. Ракутин.
« Знаменитая весёлая троица: Вицин, Моргунов и...
Телекумиры 70-х и 80-х »
  • +79

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Как по мне Москву спас Господь Сталин готов бы покинуть город но перед этим он стоял перед иконой Св. Богородицы. А какие морозы ударили когда немцы смотрели в биноколь на Кремль! — 50! Кажись так.
0
Я думаю Вы с температурой загнули. такая температура в районе Верхоянска. В московском районе она держалась в пределах -40 гр.
0
Немцы наших холодов не выдержали.
Комментарий удалён за нарушение
0
Посмотрю, когда будет время.
Комментарий удалён за нарушение
0
Типа распутица помешала немцам Москву взять… по таким же дорогам и наши войска передвигались. Власова пленили на Волховском фронте, самом безнадежном и тоже в котле
Комментарий удалён за нарушение
+2
Если бы генерал Власов «плохо» воевал, то его не назначили бы командующим второй ударной армией спасать Ленинград. Не хватило у него духу не то, что застрелиться, но и вести себя в плену как генерал Лукин, которого сначала посчитали предателем, но позже сняли все обвинения.
Комментарий удалён за нарушение
+4
У меня дед попал в окружение под Брянском, воевал в 13 армии артиллеристом, ему посчастливилось выбраться из него, вывести своих людей и орудия!