Гарем товарища Сухова

Культовый советский «вестерн» — «Белое солнце пустыни», для нескольких поколений зрителей стал одним из самых любимых фильмов.Работа над лентой шла трудно, лента подвергалась цензуре, но была спасена после просмотра на даче Леонидом Брежневым…


30 марта 1970 г. на экраны страны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».Работа над приключенческим фильмом «Белое солнце пустыни» началась в 1967 году. В первоначальном виде сценарий картины назвался «Басмачи», но руководству экспериментальной творческой киностудии (ЭТК) формулировка не понравилась.
В результате Андрею Михалкову – Кончаловскому, автору сценария, порекомендовали работать в соавторстве с Валентиной Ежовой и Рустамом Ибрагимбековым. Идею для фильма искали долго. Однажды в кругу авторов прозвучала история о побеге восточного разбойника, покинувшего свой гарем в безводной пустыне. Рассказ был изложен одним из бывших красноармейцев и отражал реальные события. При разработке сценария Кончаловский отказался от работы над проектом, так как ему поступило выгодное предложение в другом направлении.


В августе 1967 года для будущей киноленты потребовался режиссёр. Специфический сценарий отпугивал известных персон, большинство из них опасались, что работа не пройдет цензуру. Наконец, согласился взяться за картину Владимир Мотыль.
Сценарий долго согласовывали, дорабатывали и изменяли, съемки начались лишь в 1968 году. Руководители киностудии встретили кандидатуру Мотыля негативно, так как за режиссёром закрепилась репутация неблагонадежного гражданина.


Отец Владимира оказался репрессированным евреем, погибшим в лагерях, мать долгое время проживала в ссылке на Урале. Вырос Владимир Яковлевич вместе с матерью и профессиональную карьеру развивал собственными усилиями, покровителей не имел.
В 1948 году он закончил Свердловский театральный институт, а затем продолжил свое обучение в университете. Трудовую деятельность начал в роли режиссера, иногда выступал в качестве актера. С 1955 года занимал должность главного режиссера Театра юного зрителя, а с 1957 года стал режиссером в киностудии города Свердловска. Фильм «Белое солнце пустыни» был его третьей режиссёрской работой, но оказался самой популярной из всех десяти кинолент, снятых за весь период деятельности.

Съемки проходили в напряженной обстановке. Нередко выверенные, хорошо отснятые кадры приходилось выбрасывать, так как чиновникам не нравились те или иные моменты.
Мотыль оказался требовательным режиссером, его даже пытались обвинить в перерасходе материалов и передать работу другому специалисту. К счастью, попытка смены режиссера успехом не увенчалась. Съемки приостанавливали, меняли большую часть сюжета и, наконец, закончили в 1969 году в сентябре. Работа велась на производственной базе «Ленфильм», но заканчивать киноленту пришлось уже на « Мосфильме».
На первом просмотре директор киностудии «Мосфильм» Сурин не принял работу. Судьба фильма, казалось, решена. Ему было предначертано вечно пылиться на полках киноархива. Однако произведение Мотыля увидел Леонид Ильич Брежнев, имевший привычку просматривать киноновинки. «Белое солнце пустыни» произвело на генерального секретаря сильное впечатление, получив тем самым дорогу в широкий прокат.

Роль красноармейца Сухова должен был играть Георгий Юматов, но через неделю съемок подвыпивший артист ввязался в драку, в результате чего сильно пострадала его внешность. Юматова вынуждены были заменить другим артистом, которым оказался Анатолий Кузнецов.
Для нового актера, снявшегося к этому времени в 21 картине, «Белое солнце пустыни» стало лебединой песней. Его герой Федор Иванович Сухов превратился в народного любимца на всей территории СССР.
Анатолий Борисович Кузнецов – коренной москвич, закончивший МХАТ- студию имени Немировича – Данченко, начал сниматься в кино еще студентом. За свою плодотворную карьеру Кузнецов сыграл свыше девяносто ролей в советских и российских кинолентах. В 1979 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1998 году за гениальную роль Сухова присуждена Государственная премия России. Среди высших наград: орден Дружбы, орден Почета, орден «за заслуги перед Отечеством».

Роль Саида получил выдающийся народный артист РСФСР Спартак Васильевич Мишулин — человек с очень сложной и бурной судьбой. Он родился и воспитывался до начала Великой Отечественной войны в Москве, далее жизнь забросила его в город Дзержинск.
Совместно с друзьями он много раз пытался сбежать на фронт. Несколько лет провел в тюрьме за кражу, после чего работал в домах культуры деревень Тверской области. Мишулин поступал в ГИТИС, но не смог успешно сдать экзамены. Однако от мечты не отказался и поступил на работу в драмтеатр города Калинина. Здесь он окончил театральную студию, сыграв за 5 лет 40 разных ролей.

В 1960 году появились приглашения из столичных театров, в одном из них, в театре Сатиры, Мишулин проработал 45 лет. Первая популярность появилась после выпуска тележурнала «Кабачок 13 стульев», в котором Спартак Васильевич сыграл Пана Директора.
Известность актера стремительно росла. Кроме многочисленных ролей в театре, появились гениальные актерские работы еще в 52-х кинолентах.
За период творческой деятельности Мишулину присуждены:
• звание народного артиста РСФСР;
• звание заслуженного деятеля культуры Польши.

Кроме того, артист является:
• лауреатом премии имени И. Смоктуновского;
• лауреатом премии имени братьев Люмьер;
• лауреатом Государственной премии России за фильм « Белое солнце пустыни».
Скончался всеми любимый Спартак Васильевич в возрасте 78 лет и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Роль таможенника Павла Верещагина досталась героическому человеку, заслуженному артисту РСФСР Павлу Борисовичу Луспекаеву.
15-ти летним юношей Павел ушел на фронт, где активно участвовал в разведке. Здесь он был тяжело ранен и едва не лишился руки. В 1944 году Луспекаева демобилизовали из армии. После войны он поступил в Щепкинское высшее училище, где встретился с будущей женой Инной Александровной Кирилловой. После окончания училища Луспекаев переехал с семьей в Тбилиси, затем в Киев и через несколько лет – в Ленинград.

В 1962 году неожиданно появились осложнения фронтовых ранений. В военные годы, будучи в разведке, Павел Борисович сильно обморозил ноги, на этой почве хронический атеросклероз сосудов ног обострился. Лечение оказалось безуспешным, вторая операция по ампутации лишила Луспекаева нескольких пальцев.
Далее в 1966 году при съемках очередного фильма болезнь снова проявилась, и врачи вынесли вердикт об ампутации обеих ступней. У артиста начались сильнейшие боли, справиться с которыми мог только сильнодействующий наркотик пантопон. Через некоторое время Павел Борисович понял, что оказался наркозависимым. Усилием воли Луспекаев отказался от приема наркотиков, но нестерпимые боли доводили его до безумия.

Артист лежал в полуобморочном состоянии, перестал есть. Узнав о том, что в этом страшном состоянии артист снимался в кино, министр культуры Фурцева выписала для него лекарства из-за границы. Фурцева способствовала также изготовлению протезов ног для Луспекаева во Франции.
Наркозависимость Павел Борисович преодолел, но каждый шаг давался ему с трудом. Во время съемок «Белого солнца пустыни» в 1969 году ему вновь стало хуже. Сил хватало только на 20 шагов, затем артисту требовался отдых. Его жена носила с собой маленький складной стул и постоянно находилась рядом с супругом. Гениальная роль Верещагина, сыгранная исключительно благодаря силе воли Луспекаева, стала его подвигом.

17 марта 1970 году Павел Борисович Луспекаев умер от разрыва аорты в Москве. Большой драматический театр Ленинграда отказался хоронить актера, отписавшись, что Луспекаев у них не работает. За похороны взялась киностудия «Ленфильм». В стране было объявлено празднование 100-летия со дня рождения Ленина, поэтому тело Луспекаева увезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище.
Чиновники побоялись омрачить смертью великого актера торжественные мероприятия в столице. На могиле актера установлен памятник от петербургских таможенников с надписью: «С поклоном от таможенников Северо – Запада». Таможенники Петербурга ежегодно собираются в профессиональный праздник на его могиле.

В порту Владивостока в 2000 году на таможенном патрульном судне «Павел Верещагин» состоялась церемония поднятия флага в честь героя фильма. Памятник Павлу Верещагину и, одновременно, Луспекаеву, вскоре появится в Москве по заказу таможенной службы РФ. Этот артист сыграл немало театральных ролей, он подарил телезрителям 27 колоритных киноперсонажей.
Свою последнюю роль увидеть на экране он не успел. Фильм «Такая длинная, длинная дорога» вышел в прокат уже после смерти артиста. Звание Лауреата Государственной премии России присуждено в 1997 году посмертно за фильм «Белое солнце пустыни».

На роль молодого красноармейца Петрухи пробовались многие актеры: Савелий Крамаров, Юрий Чернов, но сыграл ее человек без актерского образования, работавший в то время слесарем.
Годовиков, случайно попавший на съемки фильма « Республика ШКИД», снялся еще в нескольких картинах. Однако именно роль Петрухи дала ему дорогу в кинематограф. С конца 1970 года народный любимец был осужден за тунеядство, а после заключения его привлекали к уголовной ответственности еще дважды, за кражи.

Во многих фильмах он сыграл удачные эпизодические роли, был трижды женат, на сегодняшний день проживает в Санкт- Петербурге и работает в «Метрострое».
В фильме было много непрофессиональных актеров. Роль русской красавицы Екатерины Матвеевны сыграла Галина Лучай — редактор студии «Останкино». В некоторых эпизодах роли жен Абдуллы исполняли солдаты, так как восточных женщин склонить к сотрудничеству не удалось.

Часть фильма снята в Туркменистане, проходили съемки также на побережье Каспийского моря и под Лугой. Песню «Ваше благородие, госпожа Удача» специально для фильма написал Исаак Шварц, она сразу же приобрела известность и народную любовь.
Несмотря на то что шедевр Мотыля не получил Государственной премии сразу после выхода на экраны, в сердцах миллионов людей он остался навсегда.

Некоторые факты и немного про гарем.
Пожалуй, самые забавные и необычные истории связанны с девушками, сыгравшими гарем. Из них только три были профессиональные актрисы.
К примеру, Галина Лучай сыгравшая Катерину Матвеевну работала редактором в Останкино. И попала на съемки совершенно случайно. Однажды Мотыль, который уже отчаялся найти настоящую дородную красавицу зашел в монтажную «Ленфильма», там находилась Галина.

Как позже признавался сам режиссер, он отсмотрел множество актрис, ездил даже по деревням в надежде найти нужный типаж, увы…И тут в полумраке монтажной он увидел ту, кого столько времени искал. Однако, на заманчивое предложение режиссера, Галина ответила категорическим отказом, у неё была работа, маленький ребенок и ревнивый муж. Но режиссер был чрезвычайно настойчив, и, в конце концов, ему удалось уговорить женщину. А вот роль Гюльчатай в фильме исполняли две актрисы.
Сначала на эту роль утвердили Татьяну Денисову, чьего лица зритель так и не увидел. Ассистент нашел её в цирковом училище. В середине съемок актрисе предложили зарубежные гастроли и выгодный контракт, естественно от таких предложений не отказываются, и она покинула съемочную площадку.

На её место взяли Татьяну Федотову выпускницу Вагановского училища. Пригласили Татьяну не случайно, она уже подменяла других девушек из гарема, когда тем срочно надо было покинуть съемки. Но, пожалуй, самой калорийной «женой Абдуллы» стала некая Зинаида, которая попала в фильм с…панели. Слишком красива и фигуриста была представительница первой древнейшей.

Зина зарабатывала в петербургской гостинице “Астория”, торгуя собой. Она сказала: “Я за ночь зарабатываю больше, чем вы мне в месяц платите за съемки”. Зина снималась, а потом ей надоело, и она уехала домой, “на заработки”. Еле уговорили вернуться. Она согласилась, заметив: “Ладно, хоть отдохну” — рассказывал Владимир Мотыль.

Справедливости ради отметим замечательную игру прекрасной актрисы Татьяны Ткач, кто не помнит её в роли любовницы Горбатого «Место встречи изменить нельзя»? Лицо второй профессиональной актрисы Галины Умпелевой зритель, увы, так же как и первой Гюльчатай не увидел. Ну и конечно Татьяна Кричевская, именно она говорит фразу: «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь….».

Большинство «жен» красноармейца Сухова не имели актерского образования. Попав в киношный гарем, они подумать не могли, что их маленькие роли станут ключевыми в «Белом солнце пустыни». И что наши космонавты станут прокручивать фильм перед полетом. И что его будут помнить и смотреть спустя 40 лет.
САИДА
Роль самой умной супруги сыграла искусствовед Светлана Сливинская. Переводчица вспоминает:
— Сначала планировалась приключенческая картина под названием «Спасите гарем», где главными были Абдулла и его жены. Но материал порезали, картину переименовали, главным стал не гарем, а рассказ о том, как происходила революция в азиатских странах. Помню, забраковали сцену, как в одном из снов Сухов под песню «Из-за острова на стрежень» кидает меня с баркаса. Я должна была покорно уходить под воду. Хорошо, что аквалангисты меня вовремя вытащили! А потом сцену велели вырезать как жестокую.

После этого фильма Светлану приглашали зарубежные режиссеры, но она отказалась, стала переводчиком и искусствоведом. Сейчас воспитывает 10-летнюю внучку
ЗУЛЬФИЯ
Подбирать девушку на роль самой высокой жены Абдуллы ассистент режиссера Николай Конюшев отправился в Латвию. И в одном вузе увидел 18-летнюю красавицу Велту Деглав, которая и сейчас живет в Юрмале.

— Его покорил мой рост — метр восемьдесят три (я играла в молодежной баскетбольной команде), — вспоминает Велта. — Я благодарна Мотылю за этот фильм: столько поездила, посмотрела мир. Кроме того, мой тогдашний жених почувствовал опасность и быстро активизировался: во время съемок сделал мне предложение, чтобы другие не увели. И мы поженились.
Велта Деглав больше нигде не снималась. Она была депутатом латвийского парламента, сейчас Велта возглавляет детский фонд по сердечным заболеваниям и воспитывает своих детей.
ГЮЛЬЧАТАЙ
Самую юную жену гарема Абдуллы нашли в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой. Кто бы мог подумать, что эта «серая мышка», какой Татьяну Федотову считали в училище, так взволнует все мужское население. А фраза Петрухи «Гюльчатай, открой личико», обращенная к ней, станет классикой.

— Мою роль должна была играть девушка из циркового училища, — рассказывает Татьяна. — Но у нее начались гастроли. Так я стала Гюльчатай. Помню сцену горящего бака в финале: мы срывали одежды и были почти голые. Эту сцену назвали эротической и забраковали.

После балетного училища Татьяна вышла замуж, родила двоих детей и больше не снималась. Она ходит на все службы в церковь и в свое время приобщила к вере и Петруху — Николая Годовикова.
ЗУХРА
Татьяна Ткач была приглашена на роль самой красивой жены Абдуллы Зухры. Единственная профессиональная актриса в картине сейчас не любит вспоминать о тех съемках.
— У меня в фильме очень маленькая эпизодическая роль, — говорит Татьяна, — но все меня так часто об этом спрашивают, что можно подумать, она самая главная в моей карьере.

Как и остальным девушкам, Татьяне режиссер обещал большую роль, а в итоге Ткач произносила за всю картину одну фразу: «А может, Гюльчатай его плохо ласкает?»
Сейчас Татьяна — звезда Театра на Литейном, народная артистка России, лауреат Госпремии. Кино-зрителей покорила ее Люська из «Бега», Аня из «Места встречи изменить нельзя» и другие героини…
ЗАРИНА
К сожалению, нам не удалось уговорить исполнительницу роли Зарины Аллу Лименес сфотографироваться.
В питерском Доме моды инженера-конструктора Аллу, зашедшую посмотреть на новинки, увидел помощник режиссера. Ее долго уговаривали сняться в кино.
— Подкупил меня режиссер тем, что обещал съемки на юге, — смеется Алла. — В Махачкале мы жили в гостинице «Дагестан» и, поскольку вокруг восточные мужчины, мало выходили на улицу.

В фильме я должна была говорить: «Мне кажется, господин нас бросил». Но в фильме эту фразу сказал сам Мотыль, так как мой голос был недостаточно грубым.
«Зарина» работает все в том же конструкторском бюро. Она не вышла замуж, но считает свою судьбу счастливой.

Во время съемок картины с часами товарища Сухова произошел неприятный казус. Когда было отснято уже около двух третей материала, недосчитались реквизита. Прямо со съемочной площадки какие-то умельцы украли саблю и наручные часы главного героя.
Заменить этот аксессуар было задачей не из легких — Сухов носил коллекционные часы, поэтому найти вторые такие же не представлялось возможности. Заменить их на другие тоже было нельзя — зритель бы заметил. За помощью создатели картины обратились к некоему местному криминальному авторитету по имени Али.
На следующий день пропавший реквизит был возвращен. Самого Али за эту услугу наградили ролью в кино: он снялся в сцене захвата Сухова в качестве одного из бандитов.

Петрухой мог стать Савелий Крамаров
С актерами, как водится, определились не сразу. На роль Саида, того самого, который являлся на подмогу красноармейцу Сухову с лаконичным “стреляли”, пробовались разные артисты, в том числе Игорь Ледогоров. Режиссер остановил выбор на артисте Театра сатиры Спартаке Мишулине, которого знал по совместной работе в Омском театре драмы.
На съемки Мишулин ездил тайком от главного режиссера Театра сатиры Валентина Плучека, не любившего отпускать своих актеров в кино. Для роли Мишулина обрили наголо, и в театр он являлся в парике. Однажды, здороваясь с Плучеком, вместе с кепкой снял и парик.

На роль простодушного красноармейца Петрухи пробовался Савелий Крамаров, а утвердили Николая Годовикова, которого Мотыль приметил в фильме Геннадия Полоки “Республика ШКИД”. Полока и обратил внимание Мотыля на актера Большого драматического театра Павла Луспекаева, тоже снимавшегося в “Республике ШКИД”. Хотя на роль таможенника были другие претенденты, в том числе Ефим Копелян, режиссер загорелся снять Луспекаева. Тот только что перенес ампутацию стоп и от съемок решительно отказывался. Согласился лишь с условием, что сниматься будет без скидок на инвалидность.

— Когда он шел на съемочную площадку, за ним следовала его супруга со складным стульчиком, — вспоминает ассистент оператора Игорь Клебанов. — Павел через каждые 20 метров говорил ей: “Подставь”. После съемок он всегда садился у моря, опускал ноги в воду, и у него в глазах слезы стояли. Он чувствовал, что жизнь его подходит к концу, и старался как можно чаще быть в кругу людей.
За свой счет покупал выпивку и приглашал посидеть всех — от режиссера до плотника. Рядом всегда была жена и девочки из “гарема”. Очень любил петь под гитару, особенно песню “Степь да степь кругом”. А вот пьяным я его никогда не видел.
Особенно теплые отношения у Луспекаева сложились с Годовиковым.

— С Луспекаевым мы подружились с первых же дней, — говорит Николай Годовиков. — Он сразу заявил: “Какой я тебе Павел Борисович? Просто дядя Паша!” Когда со съемок уезжала жена Луспекаева, Инна Кирилловна, я перебирался в его номер “люкс”. Для меня, мальчишки, в этом человеке было собрано все самое лучшее.
Всем известно, что на роль красноармейца Сухова утвердили сначала Георгия Юматова. Накануне отъезда в экспедицию он выпил, подрался и сильно повредил лицо. Выручать роль пришлось срочно вызванному телеграммой Анатолию Кузнецову, который пробовался, но не был утвержден.

Теперь другого Сухова и представить нельзя. Успех актера в этой роли был таким, что после выхода фильма появился самозванец: мужчина, похожий на Кузнецова, выдавал себя за знаменитого артиста, соблазняя доверчивых женщин.
“Не могу ее, проклятую, каждый день есть”
Эта верещагинская фраза про черную икру в советские времена звучала как хорошая шутка — продукт был не только дорогой, но и дефицитный. А для сцены, где жена кормит Верещагина этим деликатесом, купили два кило икры в ресторане. Эти кадры снимали глубокой ночью. Пока настраивали аппаратуру, Луспекаев, войдя в роль, съел несколько столовых ложек икорки. Тогда режиссер скомандовал: снимать без репетиций и дублей!

— Самое обидное, что икра никому из группы после съемок так и не досталась, — говорит Игорь Клебанов. — Все так устали, что не сообразили поставить ее в холодильник. А наутро вся она протухла.
Эпизод с икрой, поедаемой столовыми ложками, возмутил редактуру “Мосфильма”: мол, зачем дразнить зрителей дефицитным товаром.
“И за борт ее бросает”…
Далеко не все из отснятых эпизодов вошли в фильм. Например, сцена, где Сухов плывет на ладье под парусом, на котором вместо солнца — лицо Катерины Матвеевны. Товарищ Сухов принахмурился, как Стенька Разин, и давай выбрасывать за борт барышень из гарема. Эти кадры снимали уже осенью. Съемочная группа в телогрейках, а девушки из гарема в одних легких платьях падали в холодную воду. Рядом дежурил спасательный катер. Девушек вылавливали и отогревали коньяком.

Сильно сократили в финале роль жены Верещагина (Раиса Куркина): в первоначальном варианте она сходила с ума и у нее была длинная сцена на берегу.
По-другому сначала было решено завершение эпизода смерти Абдуллы: жены бросались к его мертвому телу и начинали выть и рвать на себе волосы. Сцена была реалистичной, но в условном мире фильма смотрелась не очень подходяще.
У Абдуллы (Кахи Кавсадзе) была даже эротическая сцена.
— Мой герой лежал без верхней одежды, а на нем — голая женщина, — рассказывает Кавсадзе. — Когда Владимир Мотыль предложил мне сняться в этой сцене, меня одолели большие сомнения. Мотыль попросил всех выйти из павильона. А в тот день должна была прилететь в Ленинград моя жена. Но рейс задержали, и она приехала прямо на студию в разгар съемок.

Режиссер закричал: “Я же просил посторонних не пускать!” Моя жена тихо произнесла: “Я не посторонняя”. Мотыль, узнав ее, пригласил остаться до окончания съемки. Но, увидев мое несчастное лицо, жена решила меня не травмировать и тихо вышла из зала. Сцена, как и многие другие, была позднее вырезана. И зачем я мучился?

“Значит, моя песенка до конца не спета”
— Когда “Белое солнце пустыни” было выпущено, картина встретила глухую оппозицию моих коллег, — вспоминает Владимир Мотыль. — Начиная с режиссера Сергея Герасимова, который с отвращением относился к картине, кончая совсем молодым Никитой Михалковым, отнесшимся к фильму резко отрицательно. А замечательный режиссер Игорь Таланкин сказал мне: “Ты, Володя, деградировал”.
Картина получила самую низкую категорию, что означало и низкий гонорар режиссера. При этом “Совэкспортфильм” бойко торговал картиной за рубежом.

Но время все расставило по местам. Пошли восторженные зрительские письма в газеты и журналы, и тираж “Белого солнца” увеличили. Фильм полюбили космонавты, и вскоре стало традицией смотреть его перед стартом. Своей картину считали и таможенники, восхищенные образом Верещагина.
Впрочем, героя в гениальном исполнении Павла Луспекаева любят все. Трудно сказать, кто более популярен — Сухов — Кузнецов или этот второстепенный персонаж, поющий хрипловатым грустным голосом песенку Булата Окуджавы на музыку Исаака Шварца “Ваше благородие, госпожа Удача”.

Верещагину установили памятники в Кургане и Донецке. Скоро появится и памятник в Москве — по заказу Федеральной таможенной службы РФ его изготовит Каслинский завод художественного литья.
Фильм “Белое солнце пустыни” в результате опроса общественного мнения был выбран для акции “Последний сеанс тысячелетия”, который состоялся 31 декабря 1999 года в московском Доме Ханжонкова.
Крылатые фразы:
Стреляли…
Да гранаты у него не той системы
Мне за державу обидно…
Таможня даёт добро!
Гюльчатай, открой личико!
Нет, ребята! Пулемёта я вам не дам!
Товарищи женщины!
Павлины, говоришь?
Не могу я её [икру] больше есть! Хоть бы хлеба достала!
Свободу женщинам Востока!
« Рига 60-70х
Модницы 1970-х »
  • +107

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
От полковника таможенной службы в отставке, — большое спасибо!!!
0
«Господин назначил меня любимой женой!!!»
0
Тоже офигенная фраза! Сколько раз слышал её в виде звонка на телефонах!