Советский Союз на ЭКСПО-58 в Брюсселе

В Брюсселе в 1958 году открылась первая послевоенная Всемирная выставка, поразившая современников своим размахом. Облик Брюсселя и по сей день во многом определяется тем, что было создано тогда.




Это и три вокзала, соединенные подземной железной дорогой, и двухуровневые автомобильные туннели, и грандиозный выставочный комплекс со знаменитым Атомиумом в центре. Атомиум — 102-метровая, увеличенная в 165 миллиардов раз молекула железа — был построен как раз к открытию ЭКСПО-58. Его планировали демонтировать сразу после выставки, но он так понравился брюссельцам, что его оставили. C тех пор это один из символов Брюсселя.


Выставка 1958 года проходила под девизом «Человек и прогресс». Основной интригой стало противостояние павильонов СССР и США. У американцев не заладилось с самого начала. Бюджет американской экспозиции был сильно урезан. Кроме того, накануне сорвался запуск ракеты «Атлас», призванный продемонстрировать — в пику нашему спутнику — космическую мощь США. Макету «Атласа» отводилась важная роль в американском павильоне: он должен был служить композиционным центром, а острие макета, прорезавшее крышу павильона, возвышаться над ним в форме шпиля. Увы, неудача с запуском заставила отказаться от этой идеи, но отверстие в крыше не успели скрыть.
Советский павильон располагался по соседству. Павильон, который, несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.

В центре — руководитель коллектива архитекторов В.А.Дубов.

Вводный зал павильона СССР.
Автор проекта оформления павильона — К.Рождественский. Автор скульптур «Рабочий» и «Колхозница» — А.Зеленский.
Именно павильон СССР считался лучшим на выставке. Причем, в этом мнении сходились и простые посетители (их побывало рекордное число — 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.

Диплом выставки.
Главной изюминкой советской экспозиции были точные копии двух первых искусственных спутников Земли. Интерес к ним был таков, что в первые недели работы ЭКСПО у павильона выстраивались многочасовые очереди.

Большой успех в Брюсселе имела советская гражданская авиация. Гран-При получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-114. До 1965 года он был самым большим пассажирским самолетом в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18 — один из самых популярных среднемагистральных советских самолетов, служивший затем на внутренних рейсах более 20 лет. Золотых медалей удостоились также вертолеты МИ-14 и КА-18.

Гран-При получил и стенд Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю «Волгу» стали покупать у нас 75 стран.

Жюри брюссельской выставки высоко оценило также 40-тонный самосвал МАЗ-530 и двухцилиндровый мотоцикл «Иж-Юпитер». 25 наград разной значимости взял стенд советской радиоэлектроники, золотых и серебряных медалей удостоились дальномерная фотокамера «Ленинград», зеркально-линзовые объективы, вологодские кружева, табачные изделия фабрики «Ява» и многое другое.

Успеху советского павильона способствовала и богатейшая культурная программа. Надо сказать, что брюссельская выставка была еще и всемирным смотром художественных достижений. На выставке гастролировали Лондонская и Венская оперы, «Комеди Франсэз», джазовый оркестр Бенни Гудмана, японский театр «Кабуки».
На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым («солнечным клоуном» именно тогда назвала его бельгийская королева Елизавета), хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик. А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.

Скульптура «Сокол» А.Г.Сотникова, получившая золотую медаль и Гран-при. Сокол стал товарным знаком Дулевского фарфорового завода.
То, что это был триумф, в 1958-м понимали все, включая американцев. Западная пресса писала тогда, что Советский Союз превзошел США в научном и технологическом отношении.
« Главный вход на ВДНХ 1954 года
Вина Грузинской ССР »
  • +73

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
раньше -блистали и были лучшими
0
Как же мы деградировали…
0
  • avatar
  • kib
Да! Куда потом всё ушло? И что сейчас мы в итоге имеем?
0
Была 2 недели назад в Брюсселе. Нам всё это рассказывали и показывали. Было очень приятно погордиться хотя бы бывшими достижениями бывшей Великой Родины.
+1
Совсем не самоуспокоились. Можно сказать, что «Брюссель-58» стал показателем инерции сталинского времени. В то же время троцкист Хрущёв упорно разрушал созданную при Сталине вполне работоспособную систему управления. Партноменклотуре и чиновникам захотелось сытой и спокойной жизни. Они её добились. Это был реванш Великой Белой Революции (1763-1864), разрушившей тогда порядок «Государева тягла и службы», созданный Иваном Грозным, воссозданный Петром Великим (за воссоздание этой системы Петра отравили), а вот начало разрушения этого порядка положил Карл-Ульрих Питер Гольдштейн-Готторп (Петр III), продолжила Екатерина II, а завершил это Александр II своей «отменой крепостного права», когда все обязанности были сняты с дворян, и расписаны на другие сословия (у крестьян ещё и земли с угодьями отняли). От этого превратились дворяне в «Сословие франкофонных паразитов», чуждых русским до брезгливости. Но созданная дворянами для себя уютная и прибыльная ниша на шее русского народа манила всяких. В феврале 1917 в драке за неё схлестнулись проанглийская, проамериканская, прогерманская и прочие партии. Победил масон Керенский. Но его победа оспаривалась проамериканской партией (Лйба Бронштейн), отметились белочехи, белополяки, белокитайцы и пр… Неожиданно у крестьян наибольший интерес вызвала программа ВКП(б) (максималистов- большевиков), они и победили, а потом уже шла борьба внутри партии между троцкистами (подсунув гоям миф о социализме заставить их работать {“Мы должны превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграм. Крупнейшие банкиры из-за океана будут работать в теснейшем контакте с нами. Mы раздавим Россию, и на погребальных обломках её укрепим власть сионизма и станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. ” Троцкий}). Победа троцкиста Хрущёва открыла дорогу всяким там либерманам и горбачевым- ельцинам, так что в лице нынешних дерьмократов мы наблюдаем самый махровый троцкизм, как отрыжку Белой революции. Результат будет предсказуемый.
0
А потом самоуспокоились и постепенно всё слили…